Font Size

Cpanel

Об особенностях проведения экологической экспертизы для объектов, расположенных на землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов

Kim sВопросы проведения экологической экспертизы для тех или иных объектов всегда вызывали много вопросов. Так, одним из наиболее острых вопросов является необходимость проведения государственной экологической экспертизы при размещении объектов на землях, на которых ведется традиционное природопользование коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В статье рассматривается данная проблема применительно к условиям Сахалинской области.

На территории Сахалинской области проживает несколько тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера: нивхи, нанайцы и уильта. Неоднократно представители общественных организаций данных народов проводили конференции и митинги, выступали во всех средствах массовой информации с целью привлечь внимание властей и бизнеса к вопросам необходимости проведения экологической экспертизы при строительстве объектов на территориях традиционного природопользования коренных народов Севера.

Попробуем разобраться в правомерности требований народов Севера с позиции действующего законодательства.

Федеральный закон Об охране окружающей среды [1] ч. 2 ст. 33 определил, что «Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе».

В соответствии с №174-ФЗ [2] «Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду».

Ст. 11 и ст. 12 №174-ФЗ определен перечень объектов, которые подлежат государственной экологической экспертизе. Среди прочих объектов в перечне можно увидеть проектную документацию объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Согласно п.1 Постановления №822 [4] проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения подлежит градостроительной и государственной экологической экспертизе. Иными словами перед тем, как подать документы в учреждения ФГУ «Главгосэкспертиза России» необходимо получить положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Земельный Кодекс [3] дает четкие категории земель по целевому назначению. Так, согласно ч. 1 ст. 7 Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Для того, чтобы понять, что входит в категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов» следует обратиться к статье 94 №136-ФЗ. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ст. 96 №136-ФЗ определяет, что: «К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Таким образом, проектная документация на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, на которых ведется традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, подлежит государственной экологической экспертизе.

Основной ошибкой контрольных и экспертных учреждений, а также общественных объединений коренных малочисленных народов является использование Распоряжения Правительства №631-р [5], как основного документа, при определении объектов, для которых проведение государственной экологической экспертизы необходимо. Распоряжением определено, что на территории Сахалинской области местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности являются следующие муниципальные образования:

Городской округ Александровск-Сахалинский район;

Городской округ Ногликский район;

Городской округ Охинский район;

Городской округ Поронайский район;

Городской округ Смирныховский район (с. Буюклы);

Городской округ Тымовский район;

Городской округ г. Южно-Сахалинск.

Целые городские округа не могут быть сами по себе признаны территориями традиционного природопользования, и, безусловно, они не являются особо охраняемыми территориями или землями. Тем более, что в некоторых из них численность коренных малочисленных народов не превышает даже 1% от общей численности населения. Земли традиционного природопользования должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством в кадастре земель именно как особо охраняемых природных территорий, на которых в соответствии со ст. 96 №136-ФЗ можно вести традиционное природопользование. Только после этого они будут иметь определенный правовой статус.

В соответствии с [6] на территории Сахалинской области места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов сосредоточены в пяти районах: Охинском, Поронайском, Ногликском, Тымовском и Адександровск-Сахалинском. По сведениям «Отчета о наличии и распределении земель по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям по Сахалинской области по состоянию на 1 января 2010 года» (далее Отчет) в области зарегистрировано тридцать восемь общинно-родовых хозяйств, занимающих общую площадь 209 га. Все участки, согласно Отчету, относятся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, требования представителей коренных народов Севера со ссылкой на Распоряжение №631-р о необходимости проведения государственной экологической экспертизы проектной документации всех объектов, расположенных на территории вышеуказанных муниципальных образований Сахалинской области, незаконны. А правовых оснований для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, которые №174-ФЗ не определены, как подлежащие ГЭЭ, нет.

Литература:

1. Федеральный Закон Об охране окружающей среды. №7-ФЗ от 10.01.2002 г.;

2. Федеральный Закон Об экологической экспертизе. № 174-ФЗ от 23.11.1995 г.;

3. Земельный Кодекс Российской Федерации. № 136-ФЗ от 25.10.2001 г.;

4. Постановление Правительства Российской Федерации №822 от 07.11.2008 г. Об утверждении Правил предоставления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы;

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 631-р от 08.05.2009 г. Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;

6. Письмо Управления Росреестра по Сахалинской области №01/5482 от 28.07.2010 г.

Сергей Ким,

и.о. директора Департамента проектно-изыскательских работ,

ООО «РН-СахалинНИПИморнефть»