Font Size

Cpanel

О нормативах качества воздуха

Kim sНа протяжении многих лет в нашей стране существуют нормативы качества воздуха, особенностью которых является зависимость воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду и здоровье населения как от значения их концентрации, так и от продолжительности воздействия. Специалисты, занятые в охране труда и окружающей среды, часто сталкиваются с проблемой, какие именно нормативы качества использовать в конкретной ситуации. В данной статье проведен обзор действующей нормативно-правовой и методической базы, регламентирующей качество воздуха.

Все действия, связанные с охраной атмосферного воздуха, должны соответствовать требованиям Федерального Закона Об охране атмосферного воздуха (№96-ФЗ от 04.05.1999 г.). В ст. 1 №96-ФЗ приведены следующие определения:

«гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека;

экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду».

Что же такое атмосферный воздух? Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к ст. 1 №96-ФЗ «атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений».

Гигиеническими нормативами качества атмосферного воздуха являются предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ.

Нормативы предельно-допустимых концентраций приведены в различных документах, утверждаемых Главным санитарным врачом Российской Федерации. Например, ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» и многочисленные Дополнения к данному документу, а также ГН 2.1.6.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» и многочисленные Дополнения к данному документу. Как видно из названий, документы регламентируют качество воздуха населенных мест.

Согласно п. 1.2. ГН 2.1.6.1338-03 «Настоящие Нормативы действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают предельное допустимое содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест». Это и есть тот самый гигиенический норматив, о котором говорит ст. 1 №96-ФЗ. Использование данных нормативов применительно к оценке качества атмосферного воздуха вне населенных мест является нарушением положений №96-ФЗ и ГН 2.1.6.1338-03.

Для оценки качества атмосферного воздуха вне населенных пунктов следует использовать экологические нормативы, характеризующие воздействие на окружающую среду. О том, кто устанавливает экологические нормативы, говорит Постановление Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 182 «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ». П. 1 вышеуказанного Постановления гласит: «..экологические нормативы качества атмосферного воздуха…устанавливаются и пересматриваются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации».

На данный момент экологические нормативы качества атмосферного воздуха не разработаны, а когда будут разработаны сказать крайне трудно.

Для оценки условий труда работающих проводится производственный контроль воздуха рабочей зоны. Для того, чтобы понять, что такое рабочая зона необходимо обратиться к Приложению 1 ГОСТ 12.1.005-88 «Рабочая зона - пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или непостоянного (временного) пребывания работающих».

Для рабочей зоны используются нормативы ПДК и ОБУВ воздуха рабочей зоны. Их можно найти в ГОСТ 12.1.005-88, а также в некоторых документах, утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации.

В ряде случаев нормативы, приведенные в ГОСТ 12.1.005-88 несколько отличаются от таковых, указанных в гигиенических нормативах (ГН). Что делать предприятиям в такой ситуации. Давайте попытаемся разобраться.

Во-первых, ГОСТ 12.1.005-88 является общегосударственным документом. Как указано в данном ГОСТ «Настоящий стандарт распространяется на воздух рабочей зоны предприятий народного хозяйства. Требования к допустимому содержанию вредных веществ в воздухе рабочей зоны распространяются на рабочие места независимо от их расположения (в производственных помещениях, в горных выработках, на открытых площадках, транспортных средствах и т.п.)». Следовательно, соблюдение норм качества воздуха обязательно для предприятий всех форм собственности, независимо от местонахождения.

Во-вторых, данный ГОСТ вышел в свет ранее, чем большинство ныне существующих ГН.

Следовательно, авторы ГН должны были учесть требования указанного ГОСТ при разработке ГН.

С другой стороны, в настоящее время применение большинства ГОСТов происходит на добровольной основе, но большинство правил охраны труда (ПОТ), утвержденных Министерством труда РФ (в настоящее время Минздравсоцразвития РФ), ссылаются на ГОСТ. 12.1.005-88.

Поэтому, в случаях, когда нормативы качества разнятся, следует использовать наиболее жесткие значения.

В практике нормирования выбросов можно увидеть попытки использования ПДК рабочей зоны, в качестве каких-то критериев. Разработчики томов ПДВ, ОВОС, ПМООС, СЗЗ, а также контрольно-надзорные органы активно используют в работе «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», введенное в действие письмом Управления государственного экологического контроля Ростехнадзора № 14-01-333 от 24.12.2004 г. В разработке данного документа принимали участие специалисты НИИ «Атмосфера» и ГГО им. А.И. Воейкова. Рассмотрим несколько пунктов данного Пособия:

1.4.1. Определение разового значения мощности выброса (г/с). «В том случае, когда концентрация этого ЗВ оказалась меньше нижнего предела диапазона определения наиболее чувствительной методики измерений:

● концентрация считается равной половине нижнего предела диапазона измерения методики, если он не меньше 0,5ПДКр.з., где ПДКр.з. - значение предельно допустимой концентрации измеряемого ЗВ в воздухе рабочей зоны;

● концентрация ЗВ полагается равной нулю, если нижний диапазон методики ее измерения меньше 0,5ПДКр.з.».

В Приложении 2 Пособия можно увидеть: «…в случае отсутствия для вещества установленных ПДКм.р.j, ОБУВj, и ПДКс.с.j допускается использовать величину 0,3∙ПДКр.з.j, где ПДКр.з.j - ПДК j-го вещества в воздухе рабочей зоны…».

Разумеется, проблема нижнего диапазона чувствительности методик выполнения измерения - серьезный аспект, как и критерии качества атмосферного воздуха.

Но если внимательно изучить ГОСТ. 12.1.005-88, то можно легко увидеть его титул – «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда». Следовательно, использование нормативов качества воздуха рабочей зоны применимо только к охране труда, но не к нормированию выбросов. На основании вышеуказанного можно сделать вывод, что в случае отсутствия нормативов ПДК атмосферного воздуха для какого-то вещества расчет рассеивания нецелесообразен, и надо устанавливать нормативы ПДВ на основе данных расчета массового выброса вещества, либо нужна четкая зависимость величины ПДК р.з и ПДК м.р., например, ПДК р.з. = 10 ПДК м.р.. Что касается нижнего предела, то с этим тоже много вопросов. В практике проведения инструментального контроля выбросов мне встречалось множество примеров, когда при сжигании бессернистого природного газа, приборы показывают содержание сероводорода или диоксида серы равное нулю. Но методики выполнения измерений (МВИ) имеют метрологический диапазон на определенном уровне, допустим 10 мг/м3 по диоксиду серы. Тогда метод учета концентраций ниже предела обнаружения, предлагаемый в Пособии, автоматически приводит к необходимости внесения платежей за отсутствующие выбросы загрязняющих веществ, что не поддается здравому смыслу.

Единственное утешение в этом то, что указанное методическое пособие всего лишь имеет характер рекомендаций, хотя судебные органы и выносят зачастую решения, руководствуясь определенными положениями данного документа (видимо по причине отсутствия альтернативы).

Аттестация рабочих мест является необходимой процедурой в соответствии с трудовым законодательством. В ходе проведения аттестации проводится оценка качества воздуха рабочей зоны. Сегодня практически невозможно представить какое-то производство, в котором не используется компьютерная техника. Принцип нормирования качества воздуха рабочей зоны отражен в СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Пункт 4.7. данного СанПин говорит: «Содержание вредных химических веществ в производственных помещениях, в которых работа с использованием ПЭВМ является основной (диспетчерские, операторские, расчетные, кабины и посты управления, залы вычислительной техники и др.), не должно превышать предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест в соответствии с действующими гигиеническими нормативами».

Очевидно, что речь идет о качестве воздуха рабочей зоны в помещениях с установленными в них компьютерами. Таким образом, указанный СанПин регламентирует использование ПДК атмосферного воздуха для внутренних помещений. Данный документ прошел экспертизу в Минюсте РФ и зарегистрирован 10 июня 2003 г. под номером N 4673. Теперь снова приведем определение атмосферного воздуха из ст.1 №96-ФЗ - «атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений». Итак, налицо «коллизия права» - два действующих нормативно-правовых акта противоречат друг другу.

Нужно четко понимать, что все то, что касается отношений «работник-работодатель» не должно иметь ничего общего с атмосферным воздухом. Трудовые отношения регулируются Трудовым Кодексом РФ (N 197-ФЗ от 30.12.2001 г.) и иными нормативно-правовыми актами в области трудового законодательства. Поэтому, никакого отношения к атмосферному воздуху у воздуха рабочей зоны быть не может.

Таким образом, некоторые документы в области охраны окружающей среды и охраны труда требуют пересмотра. Кроме того, на этапе разработки и утверждения каких-либо документов целесообразно более тщательно изучать уже существующие нормативно-правовые акты.

Что же касается ответственности, например, СанПин 2.2.2/2.4.1340-03, то неясно, кто её должен нести: структуры Минздравсоцразвития РФ, выпустившие документ, который противоречит федеральному законодательству, либо Минюст РФ, который зарегистрировал документ, противоречащий №96-ФЗ. На мой скромный взгляд, оба ведомства должны в полной мере отвечать за свою деятельность.

Сергей Ким,
и.о. директора Департамента проектно-изыскательских работ,
ООО «РН-СахалинНИПИморнефть»