Font Size

Cpanel

О необходимости разработки проектов СЗЗ для отдаленных объектов в добывающих отраслях

Kim s    Большинство объектов угольной, нефтегазодобывающей, лесной и рыбодобывающей отраслей расположены вне населенных пунктов. Более того, часть из них расположена в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации: морские буровые платформы, выносные наливные устройства и т.д. На протяжении многих лет перед предприятиями добывающих отраслей промышленности остро стоит вопрос о целесообразности разработки проектов санитарно-защитных зон для тех или иных объектов. На эту тему возникает множество дискуссий, споров, которые требуют безотлагательных ответов.

Разработка проектов СЗЗ является одним из видов реализации Федерального Закона О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения [1].

Процесс разработки проектов СЗЗ происходит в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 [7].

Приведем некоторые положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:

п. 1.2.: «Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ».

п. 2.3.: «Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух».

Как видно из цитат нормативы ПДК являются основой для разработки проектов СЗЗ. Документом, регламентирующим численные значения нормативов ПДК атмосферного воздуха населенных мест, является ГН 2.1.6.1338-03 [6].

Рассмотрим некоторые положения ГН 2.1.6.1338-03, в части применения нормативов ПДК:

п. 1.3.: «Нормативы распространяются на атмосферный воздух городских и сельских поселений».

п. 1.4. «Нормативы используются при проектировании технологических процессов, оборудования и вентиляции, для санитарной охраны атмосферного воздуха, для профилактики неблагоприятного воздействия загрязняющих атмосферный воздух веществ на здоровье населения городских и сельских поселений».

Очевидно, что данные нормативы ПДК применимы только для оценки качества атмосферного воздуха городских и сельских поселений. Следовательно, не может быть речи о том, что необходим проект СЗЗ для отдаленных объектов.

 В ряде случаев представители контрольных органов настаивают на необходимости разработки проектов СЗЗ на основании того, что на объектах нефтегазового комплекса находятся вахтовые поселки. Мотивируя требования по разработке проектов СЗЗ, сотрудники управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации ссылаются на п. 5.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, где указано: «Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства:… помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель)…».

Тот факт, что на территории вахтового поселка, расположенного на объекте одной из добывающих отраслей промышленности, проживает персонал (независимо от продолжительности смены) не делает его сельским, а тем более городским поселением.

Для того чтобы понять, что такое городское или сельское поселение следует обратиться к №131-ФЗ [2], который дает четкие определения обоих терминов:

«сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления».

Как видно из определения объекты добывающих отраслей промышленности удаленные от населенных пунктов не являются ни городскими, ни сельскими поселениями. Кроме того, все населенные пункты Российской Федерации должны быть зарегистрированы в ОКАТО [5], являющимся сводом всех населенных пунктов нашего государства. Ни один из вахтовых поселков не может быть занесен в данный каталог, следовательно, не может быть признан городским или сельским поселением.

Помимо указанных выше аспектов невозможности идентификации вахтовых поселков, как поселений, является целевое назначение земель. В соответствии с п.1 ст. 7 №136-ФЗ [3] в Российской Федерации «Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса»

Большинство объектов добывающих отраслей промышленности расположены на землях промышленности, в ряде случаев лесного и водного фондов, использующихся по договорам аренды.

Следовательно, не может быть никакой речи о том, что отдаленные производственные объекты и их вахтовые поселки могут быть приравнены к населенным местам (городским и сельским поселениям).

Навязывание контролирующими организациями необходимости разработки проектов СЗЗ с последующим мониторингом и утверждением окончательных границ СЗЗ не имеет под собой никаких законных оснований и является ничем иным, как превышением должностных полномочий. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ [4] и разъяснениям Минфина РФ [8] средства потраченные на любые проектные работы, в том числе на организацию проектов СЗЗ, мониторинг, согласования и т.д. могут быть отнесены к затратам уменьшающим налогооблагаемую базу только при наличии четких доводов, основанных на требованиях нормативно-правовых актов, при отсутствии таковых юридические лица и индивидуальные предприниматели должны покрывать расходы из собственной прибыли.

Таким образом, при принятии решения о начале работ по разработке проектов СЗЗ, составлении программ мониторинга СЗЗ, заключении договоров с аккредитованными лабораториями надо учитывать, что правовых оснований для разработки проектов СЗЗ для отдаленных объектов нет, следовательно, все расходы на разработку проекта СЗЗ не могут уменьшить прибыль, а значит и налогооблагаемую базу.

Литература

1. Федеральный Закон О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

2. Федеральный Закон Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации. № 131-ФЗ от 6.10.2003 г.

3. Земельный кодекс российской федерации. № 136-ФЗ от 25.10.2001 г.

4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. №117-ФЗ от 05.08.2000 г.;

5. ОК 019-95 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО).

6. ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

7. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция.

8. Письмо Минфина России от 06.05.2006 N 03-03-04/2/133.

Сергей Ким,

и.о. директора Департамента

проектно-изыскательских работ,

ООО «РН-СахалинНИПИморнефть»