Проблемные моменты в вопросах сброса на рельеф местности

Kim s    Вопросы нормирования сбросов на рельеф и взимание платежей за этот вид негативного воздействия на протяжении многих лет остается крайне актуальной  темой. Всё, что связано с этими вопросами, волнует природопользователей. В статье рассмотрены правовые стороны нормирования, внесения платежей и согласования сбросов на рельеф.

На территории Сахалинской области находится множество объектов, производящих сброс загрязняющих веществ на рельеф местности: объекты нефтегазового комплекса, лесной промышленности, сельского хозяйства, рыбной промышленности и т.д.

До недавнего времени сброс на рельеф производился на основании разрешения на сброс. Что с юридической точки зрения является совершенно непонятным моментом. В статье 5 Административного регламента Ростехнадзора [11] четко указано: "Конечным результатом исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду является выдача разрешений на выбросы, сбросы хозяйствующим субъектам, осуществляющим любые виды хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, которая приводит: ... к сбросам вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду (водные объекты) - разрешения на сбросы…". Как видно из цитаты, разрешения на сброс необходимы только для сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

Некоторые представители контролирующих организаций мотивируют необходимость наличия разрешения на сброс сточных вод на рельеф тем, что потенциально сточные воды по рельефу могут попасть в какой-либо водный объект. В настоящее время нет методик, позволяющих учесть качественные и количественные изменения, происходящими со сточными водами за время пути следования до водного объекта [4], следовательно, возникает вопрос, каким образом произвести расчет воздействия на водный объект и что делать, если сточные воды вообще не достигают такового? На эти вопросы ответа нет. А значит, навязывание необходимости получения разрешений, по принципу «а вдруг сточная вода всё-таки попадёт в водный объект» не имеет под собой никакой нормативной базы и подтверждением этому является п.2 ст.2 Водного Кодекса [1] "Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу". То есть все, что касается водных объектов и их охраны должно происходить в соответствии с Водным Кодексом, который никак не регламентирует сброс на рельеф.

Согласно статье 1 Водного Кодекса "водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима". Следовательно, сброс на рельеф не может быть никаким образом приравнен к сбросу в водный объект, а значит, требования контрольных органов о необходимости наличия разрешения на сброс на рельеф имеют крайне слабые позиции.

В дополнение к вышеуказанному, можно добавить, что понятие водосборная площадь, которым так часто оперируют контролирующие организации не имеет четкой и точной формулировки ни в одном нормативно-правовом акте.

Вплоть до начала февраля 2011 года контрольные органы выдавали разрешения на организованный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод на водосборные площади (рельеф местности) [6]. Для этих целей требовалось представить следующее:

1. Сведения о местонахождении каждого выпуска;

2. Карту-схему расположения выпусков сточных и (или) дренажных вод;

3. Данные о расходе сточных и (или) дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных вод и (или) дренажных вод;

4. Результаты лабораторных исследований сточной воды до и после очистных сооружений. Результаты анализов до и после очистных сооружений, а также по эффективности очистных сооружений отразить в таблице по кварталам и в целом за год;

5. Технический паспорт очистных сооружений;

6. Результаты лабораторных исследований из водозабора – скважины или водного объекта с целью определения фоновой концентрации загрязняющих веществ;

7. План мероприятий, направленный на снижение негативного воздействия на окружающую среду на текущий год;

8. Отчет о проведенных мероприятиях, направленных на снижение негативного воздействия за прошлый год;

9. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

 

При анализе требований возникает множество вопросов:

1. В каком документе четко и полно отражено, что такое «водосборная площадь»;

2. Что делать, если лабораторные исследования качества сбрасываемых вод не велись;

3. Что делать, если очистка сточных вод не предусмотрена (например, сток дождевых вод с крыш по желобам на газоны);

4. Что делать, если водозабора нет (например, талые и дождевые воды);

5. Какой должен быть план мероприятий по снижению негативного воздействия (до каких концентраций нужно снижать содержание загрязняющих веществ в сточных водах);

6. Что делать, если отчета о мероприятиях за прошлый год нет (например, новое предприятие);

7. Кто и каким нормативно-правовым актом наделил Управление Росприроднадзора по Сахалинской области полномочиями по выдаче разрешений на сброс на рельеф (водосборные площади).

Последний пункт в перечне вопросов самый весомый. По этому поводу было направлено обращение в Управление Росприроднадзора по Сахалинской области (далее Управление) с просьбой дать разъяснения, на который был получен ответ [7], согласно которому Управление признало отсутствие правовых оснований для выдачи разрешений на сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (рельеф) и сообщило о приостановлении выдачи разрешений на данный вид сброса.

Таким образом, на территории Сахалинской области сброс на рельеф не подлежит нормированию.

Другим немаловажным аспектом является вопрос платности природопользования при осуществлении сброса на рельеф.

Управление Росприроднадзора (а ранее Управление Ростехнадзора) по Сахалинской области считает необходимым вносить плату за сброс на рельеф в качестве компенсационных платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом указывается на необходимость расчета платежей за сброс на рельеф с применением повышающих коэффициентов по причине отсутствия разрешений [7].

Попробуем разобраться в правомерности требований контролирующих организаций с точки зрения действующего законодательства.

В настоящее время вся система платности природопользования (по тем видам негативного воздействия, для которых разработана методологическая и нормативно-правовая база) основывается на Порядке определения платы [8]. Согласно п. 1 Порядка предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

● выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

● сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

● размещение отходов;

● другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Как видно из вышеуказанного, сброс на рельеф не входит в перечень видов негативного воздействия, по которым данным документом определен порядок определения платы.

Нормативы платы за сброс загрязняющих веществ приведены в Постановлениях Правительства Российской Федерации №344 [9, 10]. Как видно из пунктов 1 и 2 Постановления [9] нормативы платежей относятся только к сбросу в подземные и поверхностные водные объекты, к которым сброс на рельеф согласно Водному Кодексу не относится и нормативов платы для данного вида сброса не установлено.

В ряде случаев представители органов власти ссылаются на п. 1.2. Методических указаний по расчету платы [3]. При этом идет ссылка на тезис "Методические указания содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности". Вследствие того, что в документе есть словосочетание "сброс на рельеф местности", контрольные органы считают платежи необходимостью. Но при анализе требований, основанных на упомянутом документе, можно сразу выделить тот факт, что "Методические указания…" не являются нормативно-правовым актом. Они носят лишь рекомендательный характер и уже дело природопользователей принимать во внимание эти рекомендации или игнорировать. Также Методические указания не указывают критерии, какой сброс на рельеф можно приравнять к сбросу в водный объект, а какой нет. Заявления представителей контролирующих организаций о том, что любой сброс на рельеф попадает в конечном итоге в водный объект, а значит, должен быть приравнен к сбросу в водный объект, не соответствуют действительности. Республика Калмыкия и Астраханская область входят в состав Российской Федерации. С точки зрения физико-географического районирования часть восточной Калмыкии и юг Астраханской области находятся в зоне полупустынь-пустынь. Это можно увидеть в любом школьном учебнике по физической географии России. Считать сброс на рельеф в таких субъектах сбросом в поверхностные водные объекты невозможно априори, потому что поверхностных водных объектов нет в природе. Следовательно, нужен регламент, позволяющий определить, какой сброс на рельеф можно приравнять к сбросу в водный объект, а какой - нет. В настоящее время такого регламента нет. Но даже при наличии каких-то критериев отождествление сброса на рельеф к сбросу в водный объект природопользователи и контрольные органы неизбежно столкнутся с нарушением основ водного законодательства по причине того, что будет происходить приравнивание термина «рельеф» к термину «водный объект», а это идет в разрез с положениями Водного Кодекса РФ. В дополнение к вышеуказанному можно добавить, что сброс сточных вод на рельеф в подавляющем большинстве случаев проходит по следующей схеме:

1. Хозяйственно-бытовые сточные воды проходят обработку на станциях механической и биологической очистки сточных вод;

2. Поверхностные сточные воды проходят через системы механической очистки сточных вод;

3. Сброс обоих типов сточных вод на рельеф проходит в определенное постоянное место.

На основании этого можно утверждать, что это организованный сброс. Отсюда следует вывод, что Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты при всем желании представителей контролирующих служб не могут быть применены к организованному сбросу на рельеф никаким образом.

Дополнительную путаницу внес приказ Ростехнадзора № 182 от 27.03.2008 [11]. В документе указано, как заполнять формы отчетности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду: "Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты" заполняется плательщиками, имеющими выпуски загрязняющих веществ в водные объекты, по каждому выпуску или территории (при неорганизованном сбросе на водосборные территории) отдельно в зависимости от выданного разрешения". Но Водный Кодекс Российской Федерации не дает нам определение "водосборные территории". В действовавшем ранее Водном Кодексе было определение водосборной площади [2], в действующем сейчас такого определения нет. Кроме того, Водный Кодекс вышедший в свет 2006 году и давший четкую классификацию водных объектов вообще сделал невозможным даже гипотетическое приравнивание сброса на рельеф к сбросу в водный объект.

В завершение можно добавить, что в практике встречались случаи, когда органы Роспотребнадзора требовали согласовать место сброса на рельеф для объектов, расположенных за пределами городских и сельских поселений, со своими территориальными органами. Не согласившись с подобным подходом был подан запрос в Сахалинскую Межрайонную Природоохранную Прокуратуру с просьбой дать правовую оценку подобным требованиям. Был получен ответ [5], четко поставивший все точки на i: «…Водный, Земельный Кодексы и Федеральный закон от 24.06.1998 г. №89-ФЗ не содержит запрета на сброс на рельеф местности… действующими нормами законодательства не запрещено осуществление деятельности по организованному сбросу сточных вод на рельеф местности. Тем самым, необходимость наличия санитарно-эпидемиологического заключения, за исключением случаев, перечисленных в СанПин 2.1.5.2582-10 и СанПин 2.1.5.980-00 отсутствует».

Таким образом, правовых оснований для требований контрольных органов в части необходимости наличия разрешения на сброс на рельеф и внесения платежей за этот вид негативного воздействия в настоящее время не имеется, также как и в части необходимости согласования точек сброса на рельеф с органами Роспотребнадзора.

Литература

1. Водный Кодекс Российской Федерации, №74-ФЗ от 03.06.2006 г.

2. Водный Кодекс Российской Федерации, №167-ФЗ от 16.11.1995 г.

3. Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утверждены Государственным комитетом по охране окружающей среды 29.12.1998 г.

4. Письмо Дальневосточного управления Ростехнадзора №08-39/2134 от 10.06.2010 г. «О разрешении на сброс на рельеф».

5. Письмо Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры №71-ж-2010 от 02.06.2010.

6. Письмо Управления Росприроднадзора по Сахалинской области № ГМ-05Н-10-252 от 26.01.2011 г.

7. Письмо Управления Росприроднадзора по Сахалинской области № ГМ-05Н-10-472 от 11.02.2011 г.

8. Постановление Правительства Российской Федерации №632 от 28.08.1992 г. Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

9. Постановление Правительство РФ №344 от 12.06.2003 г. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

10. Постановление Правительства Российской Федерации №410 О внесении изменений в приложение № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344.

11. Приказ МПР РФ № 288 от 31.10.2008 г. Об утверждении административного регламента федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

12. Приказ Ростехнадзора № 182 от 27.03.2008 г. О внесении изменений и дополнений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

13. Федеральный Закон Об охране окружающей среды. №7-ФЗ от 10.01.2002 г.

Сергей Ким,

и.о. директора Департамента проектно-изыскательских работ,

ООО «РН-СахалинНИПИморнефть»