Для расчета выбросов на предприятиях до включения в Перечень соответствующей методики Минприроды полагает возможным использовать методики, рекомендованные АО «НИИ Атмосфера», в части, не противоречащей законодательству
- Подробности
- Категория: Комментарий юриста
- Создано 26.01.2020 11:54
- Дата публикации
- Автор: Super User
С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».
Постановление Правительства РФ от 10.10.2019 № 1305 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности»
Утвержденные Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, а также требования к ее составу.
Разработку федеральной схемы осуществляет Государственная корпорация «Росатом» и после разработки направляет ее в Минприроды России на согласование. Минприроды России в свою очередь согласовывает проект федеральной схемы и вносит его в Правительство РФ, которое утверждает схему.
«Росатом» ежегодно к 1 апреля актуализирует схему.
Установлено, что федеральная схема включает в себя следующие разделы:
а) сведения о видах отходов I и II классов опасности и источниках образования отходов I и II классов опасности, нормативах образования отходов и лимитах на их размещение, утвержденных в отношении отходов I и II классов опасности;
б) сведения о местах нахождения, мощности, технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности;
в) сведения об операторах по обращению с отходами I и II классов опасности (в том числе виды отходов I и II классов опасности и перечень видов деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности операторов, которые соответствуют этим видам отходов);
г) сведения о фактическом количестве образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов I и II классов опасности;
д) схема потоков отходов I и II классов опасности от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности;
е) данные о целевых показателях по обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности;
ж) баланс количественных характеристик образования отходов I и II классов опасности с мощностями по их обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению;
з) данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности;
и) данные об оценке потребностей в финансировании планируемых строительства, реконструкции, выведения из эксплуатации, включая рекультивацию территорий, объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности.
Постановление Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности»
Положение устанавливает порядок создания, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее - система), состав информации для включения в систему, формы, сроки и порядок представления информации, порядок доступа к информации, содержащейся в системе, порядок информационного взаимодействия системы с другими государственными информационными системами.
Оператором системы является федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности.
Поставщиками информации для системы являются:
● индивидуальные предприниматели и юридические лица - образователи отходов I и II классов опасности;
● региональные операторы и операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поставщики должны обеспечивать достоверность и полноту информации, размещаемой в системе, своевременность ее представления. При представлении информации соблюдается принцип однократности ввода информации.
Поставщики должны иметь:
● усиленную квалифицированную электронную подпись;
● программно-аппаратный комплекс, обладающий возможностью формирования и подписания усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов, а также обмена необходимыми электронными документами с системой.
Объем предоставляемой поставщиками информации установлен Положением, срок ее предоставления – при регистрации в системе и в течение 10 рабочих дней со дня изменения информации, размещенной в системе. Срок, в который необходимо зарегистрироваться в системе, не определен.
Включение информации в систему подтверждается получением соответствующего электронного ответа от оператора системы. Обратите внимание, что в приеме информации оператор системы может и отказать. Порядок действий поставщика при получении такого отказа также установлен Положением.
Основанием для отказа во включении информации в систему является представление поставщиком неполной или недостоверной информации.
Проверка полноты и достоверности представленной информации осуществляется оператором системы посредством верификации информации со сведениями, содержащимися в ФККО и иных официальных источниках, а также с данными официальной статистической информации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2019 № 1363 «Об утверждении формы типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности»
Индивидуальные предприниматели, юридические лица - образователи отходов I и II классов опасности, при отсутствии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
Типовой договор на передачу таких отходов утвержден настоящим постановлением.
Для действующих договоров на обращение с данными отходами предусмотрен переходный период до заключения новых – они действуют не более 1 года со дня утверждения федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, которой пока нет. Так что ждем утверждения подзаконных актов, принятие которых даст возможность заработать данной системе обращения с отходами.
Письмо Минприроды России от 10.10.2019 № 12-50/12483-ОГ «О формировании Перечня методик расчета выбросов»
В настоящее время Минприроды России совместно с Росприроднадзором и научными учреждениями прорабатывается вопрос по включению в Перечень ряда разработанных ранее и применяющихся в настоящее время на предприятиях методик расчета выбросов загрязняющих веществ.
Также Минприроды России рассматриваются заявки юридических и физических лиц на включение в Перечень методик расчета выбросов, разработанных после вступления в силу Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422.
Таким образом, в настоящее время Перечень находится на стадии формирования.
В опубликованном на официальном сайте Минприроды России Перечне методик пока содержится только одна методика (Методика расчета количества отходящих, уловленных и выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ при проведении взрывных работ в разрезах (карьерах), внесенная в Перечень на основании распоряжения Минприроды России от 24.06.2019 № 19-р).
До включения в Перечень соответствующей методики для расчета выбросов на предприятиях Минприроды России полагает возможным использовать методики, рекомендованные АО «НИИ Атмосфера», в части, не противоречащей законодательству. Возможно, под противоречиями здесь подразумевается то, что перед использованием конкретной методики из перечня АО «НИИ Атмосфера» следует заглядывать в перечень методик на сайте Минприроды России на предмет обновления данной методики.
А.А. Самохина,
начальник отдела эколого-правового консалтинга,
ООО «ЭКОТИМ»