Font Size

Cpanel

Государственная информационная система учета ТКО будет включать в себя электронную модель федеральной схемы обращения с ТКО

samohina

С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»

В Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» введены положения о региональном экологическом операторе, государственной информационной системе учета ТКО, федеральной схеме обращения с ТКО, федеральной схеме обращения с отходами I и II классов опасности, государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.

Интересно, что некоторые подзаконные акты к данным положениям появились еще до введения данных положений в Федеральный закон.

Российский экологический оператор

Прописано осуществление российским экологическим оператором следующих функций:

● разработка и корректировка федеральной схемы обращения с ТКО;

● проведение экспертизы и подготовка рекомендаций при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, территориальной схемы обращения с отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления ТКО, планировании расходов в области обращения с ТКО.

Порядок осуществления этих функций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Кроме этого для производителей, импортеров товаров установлена возможность заключить договор на выполнение нормативов утилизации с российским экологическим оператором, а не только с ассоциацией, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации.

Государственная информационная система учета ТКО

Будет создана государственная информационная система учета ТКО, содержащая информацию об обращении с ТКО. Оператором системы будет Минприроды России.

В данной информационной системе будет содержаться следующая информация:

● об источниках образования ТКО;

● о местах накопления ТКО, в том числе об осуществлении раздельного накопления ТКО;

● об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО;

● о балансах количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территориях субъектов РФ;

● о схеме потоков ТКО;

● о договорах, заключенных в сфере обращения с ТКО;

● о тарифах в сфере обращения с ТКО;

● о нормативах накопления ТКО;

● об измерениях количества ТКО;

● данные других измерительных (контрольных) систем.

Установлено, что субъектами, размещающими информацию в государственной информационной системе учета ТКО, являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, региональные операторы, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с ТКО, а также иные лица, у которых такие обязательства будут предусмотрены законодательством. Конкретика, видимо, будет прописана в подзаконных актах.

Государственная информационная система учета ТКО будет также включать в себя электронную модель федеральной схемы обращения с ТКО.

Федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами

Федеральная схема обращения с ТКО включает в себя, в том числе информацию, содержащуюся в территориальных схемах обращения с отходами, разрабатывается российским экологическим оператором и утверждается Правительством Российской Федерации в установленном им же порядке.

Предусмотрено опубликование данной схемы на сайте Минприроды России для всеобщего доступа.

Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности

Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности определяется Правительством Российской Федерации (по предложению Росатома) и осуществляет следующие функции:

● осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности;

● представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, предложения по установлению тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности;

● является оператором государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.

Федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности

Установлено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с ТКО обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

Федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности утверждается Правительством Российской Федерации и включает в себя:

● сведения о видах отходов I и II классов опасности, об источниках образования отходов I и II классов опасности, о нормативах образования отходов и лимитах на их размещение, утвержденных в отношении отходов I и II классов опасности;

● сведения о местах нахождения, мощности, технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности;

● сведения об операторах по обращению с отходами I и II классов опасности;

● сведения о фактическом количестве образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходах I и II классов опасности;

● схему потоков отходов I и II классов опасности от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности;

● данные о целевых показателях по обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности;

● баланс количественных характеристик образования отходов I и II классов опасности с мощностями по их обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению;

● данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности;

● данные об оценке потребностей в финансировании строительства, реконструкции, выведения из эксплуатации, включая рекультивацию территорий, объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности.

Государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности

Данная система содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для разработки и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности.

Оператором государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности является федеральный оператор.

Установлено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с ТКО обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности с учетом требований законодательства.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях они обязаны заключить соответствующий договор и передать данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

Формы типовых договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности утверждаются Правительством Российской Федерации.

В качестве переходного положения предусмотрено, что договоры на обращение с отходами I и II классов опасности, заключенные до 25.09.2019, действуют 1 год со дня утверждения федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, если договорами не предусмотрен меньший срок.

Также возможен сбор отходов I и II классов опасности у их образователей операторами по обращению с отходами I и II классов опасности. В этом случае у оператора должен быть заключен договор с федеральным оператором на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

Прием отходов I и II классов опасности, входящих в состав ТКО, федеральным оператором от регионального оператора осуществляется на основании заключенного между ними договора, заключение которого также является обязательным.

Кроме этого, внесены изменения в полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами (в том числе исключены полномочия по установлению требований к объектам размещения отходов, вместо этого теперь будут устанавливаться единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений), а также оговорены некоторые нюансы рассмотрения проекта территориальной схемы обращения с отходами, в котором теперь участвует российский экологический оператор.

Приказ Росстата от 19.08.2019 № 459 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»

Обновлена форма 2-ТП (отходы), новая форма начнет действовать с отчета за 2019 год.

В чем отличия новой формы от старой?

Уточнен круг респондентов, обязанных отчитываться по данной форме. Кроме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, отдельно прописано, что форму предоставляют региональные операторы и операторы по обращению с ТКО.

Также уточнено, что предоставление данной формы затрагивает не всех субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). Форму предоставляют только СМСП, осуществляющие деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Исключена возможность не предоставлять форму при отсутствии наблюдаемого события. Однако появилось уточнение, что временно неработающие организации, на которых в течение части отчетного периода имели место производство товаров и оказание услуг, форму федерального статистического наблюдения представляют на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают. Таким образом, если организация в отчетном году не работает и деятельность в области обращения с отходами не производит, форма все равно предоставляется, но нулевая, а если работает не весь год – форма предоставляется с указанием на временное отсутствие наблюдаемого события.

Внесены изменения в указания к заполнению кодовой части формы.

Уточнено, что помимо сведений о радиоактивных отходах отражению в форме не подлежат также медицинские и биологические отходы.

Также уточнено, что количество отходов в графах формы для юрлиц и индивидуальных предпринимателей указывается с учетом ТКО, а при составлении отчета в части заполнения количественных характеристик ТКО для перевода объемных величин в количественные (масса, тонны) респонденты руководствуются, в том числе Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505.

Региональные операторы будут заполнять раздел формы, введенный специально для них.

Сведения об объектах размещения отходов, которые ранее предоставлялись в виде справочной информации к форме, теперь вынесены в отдельный раздел, количество и суть предоставляемой информации при этом не изменились.

Приказ Росстата № 495 от 04.09.2019 «О внесении изменения в приказ Росстата от 19 августа 2019 г. № 459 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»

По горячим следам Росстат вносит изменения в только что вышедший приказ об утверждении новой формы 2-ТП (отходы) (см. предыдущий документ). Поправлены несоответствия по тексту приказа в названии формы – каким-то образом проскочило название, используемое еще в приказе Росстата от 28.01.2011 № 17, утверждавшем форму до отчета за 2017 год.

А.А. Самохина,

начальник отдела эколого-правового консалтинга,

ООО «ЭКОТИМ», г. Москва.