В программу и отчет производственного экологического контроля для объектов III категории попадут только вещества I, II класса опасности

samohina

С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться со статьей, подготовленной по материалам последнего выпуска ЭКОЗАКОНа

Письмо Минприроды России от 06.06.2019 № 06-19-44/12844 «Об исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду»

Минприроды России предпринята попытка разъяснить некоторые вопросы, касающиеся исчисления размера платы за НВОС объектами III категории.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ № 7) при исчислении платы за НВОС объектами III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее – отчет по ПЭК), признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением веществ I, II класса опасности.

Полагаем, что здесь нужно заметить следующее:

Разработку программы ПЭК регламентирует приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». В соответствии с требованиями этого приказа контролю подлежат только те вещества, в отношении которых установлены предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы:

« 9.1.1. В План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы…»

Напомним, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов для объектов III категории устанавливаются только для радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Таким образом, в программу и отчет по ПЭК для объектов III категории попадут только вещества I, II класса опасности. Поэтому формулировка из ФЗ № 7, что «объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете по ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением веществ I, II класса опасности» приводит к отсутствию таких веществ, на которые она может быть распространена.

В комментируемом письме, нормы по взиманию платы во взаимосвязи с осуществлением ПЭК в части выбросов не рассматриваются. Приводятся лишь нормы из нормативного правового акта (НПА) по взиманию платы и разъясняется, что пока не будут актуализированы порядки установления нормативов выбросов, сбросов в соответствии с действующим законодательством, пользоваться следует, по крайней мере, в части выбросов существующим порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183.

Минприроды России также попыталось разъяснить и новые коэффициенты при исчислении платы для объектов III категории, действующие с 01.01.2020:

● коэффициент 1 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

● коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов (далее - ВРВ и ВРС).

При этом стоит обратить внимание на отсутствие коэффициента для выбросов (сбросов) веществ сверх нормативов в отсутствии ВРВ (ВРС) или сверх ВРВ (ВРС).

Однако указано, что действующие на сегодняшний день Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила), в настоящий момент корректируются Минприроды России в соответствии с действующим законодательством. Правила хоть и вносят изменения сами в себя, но все равно не учитывают всех нововведений Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ, в связи с чем возникла необходимость их поправить. В частности, в Правилах уточняются вопросы исчисления платы, исходя из представления либо непредставления по объектам III категории отчета по ПЭК.

В комментируемом письме Минприроды России сообщает, что в Правилах будет предусмотрено, что в отношении выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете по ПЭК, либо при непредставлении отчета по ПЭК, при исчислении платы такие плательщики будут использовать коэффициент, равный 25.

Стоит также отметить, что в ФЗ № 7 предусмотрено установление дополнительных коэффициентов к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду Правительством Российской Федерации.

Пока же в действующей редакции правил с удивительной конструкцией внесения изменений в самих себя начали действовать положения, внесенные этими изменениями, об использовании формулы для расчета платежа за сверхлимитный выброс в случаях превышения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также в случае непредоставления такой отчетности. Это, следует заметить, касается только воздуха!

Но превышения показателей отчетности еще каким-то образом должно быть обнаружено и зафиксировано. А вот за подачей отчетности в срок теперь нужно следить.

Читая это письмо, создается впечатление, что «отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух», упоминаемая только в Федеральном законе от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», куда она была введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений…», это не что иное, как отчет по ПЭК и ничего другого и нового объектам III категории ждать не нужно.

Однако думаем, что стоит все-таки подождать либо выхода конкретных НПА по отчетности для объектов III категории, либо подтверждения данного предположения в разъяснительных письмах и правоприменительной практике.

Приказ Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334 «Об утверждении Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду»

Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2019 N 55737

Надеемся, многочисленные споры по поводу возврата или зачета излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) с утверждением данного Порядка будут решаться без участия суда. Возможно, толчком к утверждению Порядка послужило как раз то, что суд в данных спорах принимал сторону природопользователя.

Зачет в счет будущего отчетного периода или возврат природопользователю суммы излишне уплаченной платы за НВОС будет осуществляться на основании соответствующего заявления. Заявление можно подать лично, в электронном виде или по почте.

Зачет сумм платы производится территориальным органом Росприроднадзора по КБК и кодам ОКТМО, указанным в заявлении.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченной платы осуществляется Росприроднадзором в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления.

К заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за НВОС, подписанный без разногласий Росприроднадзором и природопользователем. Без акта заявление не рассматривается.

В приложении к приказу даны образцы заявлений на зачет или возврат, образец акта сверки.

В случае принятия Росприроднадзором решения о зачете сумм излишне уплаченной платы в счет будущего отчетного периода природопользователю направляется решение о зачете, приказом установлена форма такого решения. В случае возврата сумм платы Росприроднадзором также принимается решение. При этом не установлена форма такого решения, а также не указано, что такое решение будет направляться природопользователю. Нюансы возврата сумм также не прописаны. Надеемся, что это не приведет к тому, что работать будет только механизм зачета сумм платы.

Предусмотрено, что Росприроднадзором может быть принято решение об отказе в зачете или возврате средств, если сведения, указанные в заявлении, не совпадут со сведениями, представленными в декларации о плате.

Приказ Росприроднадзора от 28.06.2019 № 347 «Об утверждении методических рекомендаций по выдаче Федеральной службой по надзору в сфере природопользования заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства»

Рекомендации определяют процедуру осуществления федерального государственного экологического надзора и выдачи заключений органа федерального государственного экологического надзора (далее – заключение) в отношении объектов капитального строительства, расположенных:

● в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

● на континентальном шельфе Российской Федерации;

● во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации;

● на землях особо охраняемых природных территорий;

● на искусственных земельных участках на водных объектах;

● а также в отношении объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории по уровню негативного воздействия на окружающую среду.

Надзор осуществляется в форме внеплановой проверки.

Предметом проверки является соответствие такого объекта документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), в том числе выполнение всех мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных проектной документацией и положительным заключением ГЭЭ.

В случае если по результатам проверки установлено, что строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществлены в соответствии с документацией, получившей положительное заключение ГЭЭ, Росприроднадзором готовится заключение, которое прилагается к акту проверки.

В ином случае должностные лица Росприроднадзора выдают предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и принимают меры по надзору за устранением выявленных нарушений.

После истечения срока исполнения предписания (отдельных мероприятий, предусмотренных предписанием), либо при поступлении нового заявления о выдаче заключения проводится внеплановая проверка.

Приказом установлена форма заключения органа федерального государственного экологического надзора, форма заявления приказом не установлена.

А.А. Самохина,

начальник отдела эколого-правового консалтинга,

ООО «ЭКОТИМ»