Font Size

Cpanel

Для региональных операторов опять меняются «правила игры»

samohina

С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться со статьей, подготовленной по материалам последнего выпуска ЭКОЗАКОНа

Указ Президента РФ от 14.01.2019 № 8 «О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор»

Создана публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор».

Компания создана в целях формирования комплексной системы обращения с ТКО, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и получения энергии, а также в целях ресурсосбережения.

Для достижения поставленных целей компания осуществляет следующие функции и полномочия:

● Координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с ТКО;

● Участие в разработке и реализации государственных и региональных программ по обращению с ТКО;

● Участие в разработке нормативных актов по обращению с ТКО;

● Заключение договоров с органами исполнительной власти, местного самоуправления и организациями, осуществляющими деятельность по обращению с ТКО;

● Экспертиза территориальных схем обращения с ТКО;

● Участие в оценке проведения процедуры общественного обсуждения территориальных схем;

● Участие в заключении соглашений о транспортировке отходов из одного субъекта РФ в другой, а также об обработке, утилизации, обезвреживании и размещении этих отходов в других субъектах РФ;

● Привлечение инвесторов для обращения с ТКО;

● Разработка проектов федеральных и региональных программ государственной поддержки инвестиционных проектов и экспертиза таких программ.

Сформулировано так, что можно сделать вывод, что экспертировать они будут сами себя, но, может быть, всё-таки учтут, что основной принцип экспертизы - независимость;

● Предоставление финансовых гарантий на реализацию инвестиционных проектов частным инвесторам;

● Участие в концессионных соглашениях и соглашениях о государственно-частном и о муниципально-частном партнерстве;

● Выкуп земельных участков под строительство;

● Покупка имущества и его эксплуатация;

● Формирование библиотеки типовых проектов по обращению с ТКО.

Прямых последствий для бизнеса принятие данного указа пока не несет. Однако, скорее всего, в качестве источника финансирования будут использоваться средства, собранные в виде экологического сбора в рамках расширенной ответственности производителя (РОП), т.е. есть еще одно основание для перевода экологического сбора в экологический налог. Тем не менее, представителем Минприроды России пока был дан обратный комментарий, что «Российский экологический оператор» будет ответственен за смещение акцентов с уплаты экологического сбора на строительство перерабатывающих мощностей.

Риски видятся для региональных операторов: опять меняются «правила игры».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2019 года № 35-р «О внесении изменений в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 724-р»

Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 724-р, пополнен, в том числе следующими позициями:

● Сведения из формы ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества;

● Схема систем водопотребления и водоотведения и информация о ее согласовании;

● Согласованная программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объем и перечень определяемых ингредиентов);

● Сведения из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

● Сведения о представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

● Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

● Сведения о выполнении (невыполнении) производителями и импортерами товаров нормативов утилизации отходов от использования товаров после утраты ими потребительских свойств;

● Сведения из разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты;

● Сведения о проведении экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку месторождений полезных ископаемых.

Таким образом, в ходе проверок предпринимателям не нужно будет предоставлять данные документы и информацию. Надзорные органы будут самостоятельно запрашивать указанные документы у государственных органов (у Росприроднадзора, Росводресурсов, Роснедр) в рамках межведомственного взаимодействия.

Приказ Минприроды России от 16.10.2018 № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью»

Рекомендации сводятся к пересказу требований приказа Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». В некоторых случаях приводятся все же более подробные пояснения, но представляющие существенной ценности.

Интересно, что таблицы по результатам контроля выбросов предписано заполнять по нормативам выбросов, а не по разрешению. Это, правда, не должно вызывать вопросов, если сведения в этих документах идентичны. В тоже время таблицы по сбросам заполняются на основании разрешения на сбросы, а не нормативов.

Также привлекло внимание, что в указаниях к заполнению графы 14 таблицы 3.3 формы отчета «Результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков» рекомендуется указывать допустимое содержание микроорганизмов в сбрасываемых сточных водах в соответствии с разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты, в то время как данный документ нормативы по микробиологическим показателям не содержит. Полагаем, допустимое содержание микроорганизмов будет проставляться в соответствии с нормативами на сбросы.

Для вычисления отдельных показателей приведены расчетные формулы.

Так, дана формула для определения средней концентрации загрязняющего вещества за год для заполнения результатов контроля по плану-графику наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха.

Также приведена формула для определения фактического значения эффективности очистки сточных вод на очистных сооружениях. Эффективность по этой формуле следует определять для всех веществ и микроорганизмов, указанных в разрешении, даже если проектом строительства очистных сооружений не предусмотрена очистка по каким-либо из этих показателей.

Интересно также, что в названии документа сделан акцент на подачу отчета, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. По тексту документа никаких указаний по электронной подаче не дано.

А.А. Самохина,

начальник отдела эколого-правового консалтинга,

ООО «ЭКОТИМ»