Font Size

Cpanel

Иная периодичность проведения плановых проверок, чем привычная всем, может быть установлена

samohina

С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться со статьей, подготовленной по материалам последнего выпуска ЭКОЗАКОНа

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 316-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Поправками, внесенными в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», конкретизирован механизм применения риск-ориентированного подхода.

При организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться (а не применяется) риск-ориентированный подход.

Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, определяется Правительством РФ.

Перечень видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Правительство РФ вправе определить виды регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке.

Разграничены полномочия федеральных госорганов и госорганов субъекта федерации в части установления порядка определения критериев отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора).

Также установлено, что плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» поправлен в части порядка организации и осуществления лицензионного контроля.

Порядок организации и осуществления лицензионного контроля за конкретным видом деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть установлено, что при осуществлении лицензионного контроля за конкретным видом деятельности плановые проверки не проводятся или что при осуществлении лицензионного контроля за конкретным видом деятельности, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода, плановые проверки лицензиатов не проводятся в зависимости от отнесения деятельности лицензиатов и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

Таким образом, положение о лицензировании для лицензионного контроля, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода, может устанавливать иную периодичность проведения плановых проверок, чем привычная всем периодичность «не ранее чем через три года со дня проведения последней плановой проверки», и в этом случае периодичность проверок будет приниматься по положению.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 321-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Норма п. 2 ст. 6 дана в новой редакции, в результате которой земельные участки, расположенные в границах государственных природных заповедников, включены в федеральную собственность, а недвижимое имущество, расположенное на этих землях, исключено. Вместо «изымаются из гражданского оборота» введен запрет отчуждения таких земельных участков из федеральной собственности и запрет на изменение их целевого назначения (добавлен п. 2.1.). Причем оговорка «если иное не предусмотрено федеральными законами» исключена.

Расширен перечень объектов, размещение которых не допускается в границах территорий национальных парков. Среди них объекты спорта, являющиеся объектами капитального строительства и связанные с ними объекты инженерной и транспортной инфраструктур, скотомогильники, объекты размещения отходов производства и потребления.

Исключен пункт, согласно которому в случаях, установленных федеральными законами, национальные парки могут быть созданы путем преобразования государственных природных заповедников при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих такое преобразование.

Внесены дополнения в особенности предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду гражданам и юридическим лицам для осуществления рекреационной деятельности на территориях национальных парков.

Установлено, что граждане и юридические лица, которым такие земельные участки предоставлены в аренду, обязаны ежегодно проводить мероприятия по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режима особой охраны территорий национальных парков, согласованные с федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление национальным парком. Перечень таких мероприятий утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.

Кроме поправок по национальным паркам и природным заповедникам изменения затронули государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

Установлено, что федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также федеральный государственный охотничий надзор на особо охраняемых природных территориях федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляется должностными лицами указанных учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

Попутно установлен порядок посещения особо охраняемых природных территорий.

В связи с указанными изменениями поправлен также Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Из объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня исключены материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также материалы, обосновывающие преобразование государственных природных заповедников в национальные парки.

Из объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня исключены материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Поправлен и Градостроительный кодекс РФ. Изменения внесены в статью 49 о государственной экспертизе. По тексту статьи слова «на землях особо охраняемых природных территорий» заменены словами «в границах особо охраняемых природных территорий».

А.А. Самохина,

начальник отдела эколого-правового консалтинга,

ООО «ЭКОТИМ»