О приоритетных объектах, на которых накопленный вред окружающей среде подлежит ликвидации в первоочередном порядке

dudnikova2С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

Приказ Минприроды России от 04.08.2017 № 435 «Об утверждении критериев и срока категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке»

Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2017 № 49032

Установлены критерии выделения приоритетных объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.

Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня включения указанных объектов в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Напомним, что в соответствии с Правилами ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. № 445, категорирование осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации после включения объектов в реестр, который формируется на основании заявления заявителей. Под заявителями понимаются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, указанные в пункте 3 статьи 80.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Письмо Минстроя России от 09.10.2017 № 36109-АЧ/04 «Разъяснения по применению законодательства в сфере водоснабжения»

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 225-ФЗ, см. документ № 5 выпуск ЭКОЗАКОНа® за август 2017 года) внесены изменения в том числе в Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии с которыми с 1 января 2019 года порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов определяется правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

При этом действующие Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 (далее - Правила № 644), еще не приведены в соответствие с новыми законодательными требованиями.

Письмо нацелено на разъяснение коллизий, вызванных данной ситуацией.

Так, письмом разъясняется, что до вступления в силу ожидаемых изменений установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а также исчисление и взимание платы за их превышение осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167 (далее - Правила № 167), постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее - Постановление № 1310) и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение Постановления № 1310.

Другими словами, пока Правила № 644 не будут приведены в соответствие, продолжаем жить как жили. Однако действующее правовое поле также пробельно. Не все субъекты федерации приняли требуемые нормативно-правовые акты. Об этом также идет речь в письме. Как и о многих других коллизиях и пробелах, и путях их разрешения. Изложено всё логично и понятным языком, попутно разъясняется иная законодательная логика. В формате настоящей аннотации не представляется возможным всё осветить, проще изучить само письмо, в нем всё понятно.

Другое дело, что мы не всегда согласны с авторами письма с точки зрения правовой логики. Например, мы не согласны с утверждением, что «действующее федеральное законодательство не содержит каких-либо требований к порядку расчета и взимания платы абонентов за превышение нормативов водоотведения (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ и не ограничивает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в выборе мер экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде. Следовательно, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе в пределах своей компетенции по своему усмотрению определить любой порядок расчета и взимания платы с абонентов, осуществляющих сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, исходя из приоритета защиты водных объектов от негативного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах абонентов».

Исходя из данного приоритета, следует закрыть всех абонентов, но пока мы все-таки на самом деле руководствуемся балансом экономических и экологических интересов, то есть не можем прекратить деятельность всех абонентов, следует определить порядок расчета данной платы в соответствии с федеральным законодательством, которым определены повышающие коэффициенты, поскольку, как справедливо разъяснили авторы письма, плата за сброс с превышением нормативов сброса имеет иную правовую природу и цели, чем плата за негативное воздействие на ЦСВ. Это, по сути, компенсация платежей водоотводящей организации за НВОС. А размер платы за НВОС установлен федеральным законодательством и взимаемая с абонентов плата за НВОС не должна превышать размер платы, вносимой водоотводящей организацией.

А.Г. Дудникова,

заместитель генерального директора

по правовым вопросам,

ООО «ЭКОТИМ»