Font Size

Cpanel

Основания и порядок приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями

dudnikova2С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться со статьей, подготовленной по материалам последнего выпуска ЭКОЗАКОНа.

Федеральный закон от 26.07.2017 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации»

Глава 3, ранее называвшаяся «Договор водопользования. Решения о предоставлении водного объекта в пользование», теперь называется «Основания и порядок приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями».

Несколько поменялась тональность в отношении случаев, когда решение или договор не требуются. Теперь это называется водопользованием по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов.

К этому виду водопользования относится использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 настоящего Кодекса (см. далее). Ранее формулировка носила более конкретный, частный характер. Теперь же можно говорить о любом использовании, которое не требует предоставления водного объекта.

Далее указано использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства), после чего идет «в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами». Для сравнения, в предыдущей редакции было перечислено 19 видов водопользования.

Это не значит, что их теперь стало меньше. Просто они размылись в последующих нормах. Скорее, их наоборот, стало больше, т.к., например, решение теперь не требуется для организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Дана в новой редакции статья 16. Теперь она называется «Случаи и порядок заключения договора водопользования по результатам аукциона или без проведения аукциона».

Если в предыдущей редакции был прямо указан вид водопользования, для которого аукцион обязателен, новая редакция исходит из того, что аукцион обязателен для всех видов договорного водопользования, за исключением забора (изъятия) водных ресурсов и производства электрической энергии, а также в случаях, установленных статьями 15, 47, 49 и 50 настоящего Кодекса. Что в сухом остатке дает тот же результат - аукцион требуется для использования акватории водных объектов там, где требуется договор водопользования. Правда, уже без сужающей формулировки «в случаях, установленных Правительством РФ, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора». Добавлена норма о публикации извещения о проведении аукциона.

Не особо осмысленно поменялась статья 37. Теперь она называется «Общие положения о водопользовании» вместо «Цели водопользования», в ней перечислены те же виды водопользования, но добавлено, что эти виды водопользования могут осуществляться как с предоставлением водного объекта в пользование, так и без.

Поскольку водный транспорт теперь называется морским и внутренним водным, поменялось название статьи 47. Помимо более конкретного перечисления законодательств, к которым отсылает данная статья, в ней появился пункт, конкретизирующий, какие виды водопользования осуществляются без предоставления водного объекта в пользование. Также указано, что использование акватории поверхностных водных объектов, необходимой для эксплуатации судоремонтных и судостроительных сооружений и занятой гидротехническими сооружениями, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.

Также на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона, осуществляются использование акватории водных объектов для лечебных и оздоровительных целей санаторно-курортными организациями (статья 49) и использование акватории водных объектов, необходимой для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов (статья 50).

Использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации без предоставления водных объектов в пользование (новая статья 51.2).

Приказ Минприроды России от 13.04.2017 № 178

«О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора» и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации»

Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2017 № 47060

В целях приведения нормативной правовой базы в соответствие с законодательством Российской Федерации:

1. Внесены изменения в приказ Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 ноября 2012 г., регистрационный № 25824).

2. Признаны утратившими силу приказ Минприроды России от 31 октября 2008 г. № 300 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 марта 2009 г., регистрационный № 13483) и приказ Минприроды России от 3 сентября 2009 г. № 280, внесший в него изменения (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2009 г., регистрационный № 15747).

В регламент внесены многочисленные изменения и дополнения. Наиболее приятны следующие запреты:

Требовать сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Росприроднадзором или его территориальным органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля документов и (или) информации, включенных в Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 724-р;

Проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации.

В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного Росприроднадзором или его территориальным органом предписания.

Выполнение (невыполнение) предписания подтверждается результатами внеплановой проверки, начатой должностным лицом не позднее 15 рабочих дней после истечения срока исполнения предписания.

Приложение № 1 к регламенту дополнено контактами новых морских управлений Росприроднадзора, а также Байкальским, по Республике Крым и городу Севастополю.

Также регламент дополнен приложением № 3, содержащим перечень документов и (или) информации, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия Росприроднадзором при проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация.

А.Г. Дудникова,

заместитель генерального директора

по правовым вопросам,

ООО «ЭКОТИМ»