Font Size

Cpanel

Об утвержденном Федеральном классификационном каталоге отходов

birukova2

С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться со статьей, подготовленной по материалам последнего выпуска ЭКОЗАКОНа.

Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»

Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 № 47008

Приказом признаны утратившими силу все предыдущие приказы по ФККО, начиная с 2014 года, в т.ч. приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», и введен в действие «новый» ФККО 2017.

По сути, данный ФККО является объединением всех предыдущих приказов, сам документ получился весьма внушительным, объемом более 300 страниц, содержащий несколько тысяч наименований конкретных отходов, почти в 4 раза больше, чем первоначальный ФККО 2014, и самое интересное, что это не предел и на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов уже есть проект дополнения к этому приказу, ознакомиться с которым можно по ссылке http://regulation.gov.ru/projects#npa=67163.

Проект включает помимо ряда отходов некоторых производств новый тип отходов «Отходы при ликвидации объектов размещения отходов I-III классов опасности. 7 68 000 00 00 0».

Особый интерес в ФККО 2017 представляет уточнение типов, подтипов и групп отходов 7 блока, относящихся к твердым коммунальным отходам (ТКО), что имеет принципиальное значение при определении плательщика за негативное воздействие при размещении данных отходов. Так, уточнены наименования следующих подтипов и групп отходов:

● Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам. 7 31 200 00 00 0;

● Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам. 7 31 300 00 00 0;

● Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам. 7 33 100 00 00 0;

● Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам. 7 34 100 00 00 0;

● Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам. 7 34 200 00 00 0;

● Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам. 7 34 900 00 00 0;

● Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам. 7 35 000 00 00 0;

● Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам. 7 36 200 00 00 0;

● Отходы (мусор) от уборки помещений, организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам. 7 36 400 00 00 0;

● Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам. 7 37 000 00 00 0;

● Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам. 7 39 400 00 00.

НЕ относятся к ТКО:

● Отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам. 7 32 000 00 00 0;

● Мусор и смет производственных и складских помещений, не относящийся к твердым коммунальным отходам. 7 33 200 00 00 0;

● Смет и прочие отходы от уборки территории предприятий, организаций, не относящийся к твердым коммунальным отходам. 7 33 300 00 00 0;

● Отходы при предоставлении прочих услуг по уборке и очистке.7 39 900 00 00 0.

Самое главное, не поменялись названия и коды отходов, входящих в данные подтипы и группы, поэтому переделывать паспорта опасных отходов и вносить изменения в прочую документацию потребовать не смогут.

А вот то, что продолжает создавать проблемы - постоянно исключаются ранее включенные группы отходов или отходы, а также вносятся изменения в их названия. Так и в этот раз из ФККО были исключены следующие отходы, группы отходов:

● Отходы производства циклогексанов. 3 13 131 10 00 0;

● Отходы производства цикланов (циклоалканов), цикленов (циклоалкенов) и циклотерпенов. 3 13 131 20 00 0;

● Осадки механической и биологической очистки сточных вод производства полиэтилентерефталата. 3 15 422 11 39 4;

● Упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная лекарственными препаратами. 4 38 191 33 52 3.

ФККО продолжает расти как снежный ком, при этом некоторые представители Росприроднадзора заявляют, что природопользователи сами в этом виноваты, т.к. каталог пополняется на основании тех сведений, что предоставляют сами природопользователи, забывая при этом, что им не оставили выбора в соответствии Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, на основании которого основными классификационными признаками являются происхождение отхода и условия его образования, из-за чего некоторые практически идентичные отходы дублируются в ФККО, как например, разнообразие загрязненной спец.одежды, разнообразие загрязненной полимерной, металлической тары, обтирочных материалов и т.д. В итоге конечное обращение с ними одинаково, но вот лицензии на эти отходы есть далеко не у всех. Видимо, чтобы разрешить эту проблему, которая сохранилась еще с ФККО 2002, кем-то сверху должно быть принято волевое решение, а пока для упрощения жизни, можно было бы разработать методические рекомендации по идентификации и формированию наименований новых отходов, чтобы было хоть какое-то единообразие.

Природопользователям в данной ситуации можно посоветовать только одно, переводить все, так называемые отходы, которые можно продать или использовать у себя в производстве, в побочный продукт.

Н.В. Бирюкова,

ведущий специалист отдела

эколого-правового консалтинга,

ООО «ЭКОТИМ»