Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду

dudnikova2С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться со статьей, подготовленной по материалам последнего выпуска ЭКОЗАКОНа

Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»)

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Поэтому Правительство утвердило документ 3 марта с тем, чтобы применить его к отношениям с 1 января 2016 года. При этом официально Постановление опубликовано 9 марта и вступит в силу 17 марта, т.е. не только после даты, до которой нужно было внести платежи, но и после срока подачи декларации.

Рассматриваемое Постановление отменяет Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и акты, вносившие в него изменения.

Документ в целом повторяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и принятые в его развитие подзаконные акты.

Положения, на которые стоит обратить внимание:

«7. Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Будем надеяться, что несмотря на некоторые разъяснения отдельных представителей администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), объекты, не поставленные на учет, будут исключены из плательщиков также, как и объекты IV категории. Если в постановке на учет отказано, то предприятие не является плательщиком платы, т. к. не является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и не учитывается администратором платы.

«12. При отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил».

Другими словами, при отсутствии разрешений на выбросы или сбросы, лимита на отходы, плата продолжает начисляться как сверхлимитная с коэффициентом 25 (воздух, вода) и 5 (отходы). Это положение было и продолжает оставаться в очень высокой степени коррупциогенным со времени появления в законодательстве требования об обязательности данной документации. Против этого положения юридически обосновано выступило и Минэкономразвития России, дав отрицательное заключение на проект рассматриваемого Постановления. Однако Минприроды России оказалось неготовым расстаться с таким рычагом воздействия, в чем Правительство России его поддержало.

Полагаем, при наличии консолидированного протеста бизнеса на стадии обсуждения проекта были шансы устранить эту норму. Теперь же для этого потребуется намного больше усилий. Можно, например, в этой части обжаловать акт Правительства как не соответствующий законодательству РФ, взяв за основу изложенную в заключении Минэкономразвития России позицию о недопустимости двойной ответственности. Эту позицию можно усилить и тем, что по своей правовой природе плата за НВОС является административным возмещением вреда. Увеличение ее размера должно быть связано с увеличением вреда, а не с отсутствием документа!

При исчислении платы лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно осуществлять корректировку (уменьшение) ее размера за счет учета средств, потраченных на природоохранные мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 23 рассматриваемых Правил (когда по факту положительных изменений в части снижения объема (массы) выбросов или сбросов не произошло).

При этом к декларации нужно будет прилагать пакет документов, состав которых раскрывается Правилами.

Также не было воспринято возражение Минэкономразвития России о недопустимости такого подхода к корректировке платы за счет учета затрат, при котором предусматривается покомпонентное снижение платы. Действительно, формально предоставив предприятию возможность зачета затрат по снижению воздействия на окружающую среду, фактически сумму зачета правоприменитель свел к максимально возможному минимуму, что вряд ли компенсирует затраты на подготовку обосновывающих зачет документов:

«25. Из суммы платы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планами снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусматривается снижение таких выбросов и (или) сбросов (далее - планы снижения выбросов и сбросов)».

Зато появились положения, регулирующие возврат платежей и зачет переплаты, что актуально с учетом введенных авансовых платежей, исходя из полных (в том числе сверхлимитных) платежей предыдущего года. Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату или зачету в счет будущего отчетного периода по заявлению лиц, обязанных вносить плату. Ограничение на зачет переплаты в счет будущих авансовых платежей нами не выявлено.

Правда, норма содержит отсылку к порядку, еще не установленному Росприроднадзором, что позволит последнему, отказывая в возврате платежей, ссылаться на отсутствие порядка. Однако установлен срок возврата - не позднее 3 месяцев с даты получения Росприроднадзором соответствующего заявления. Налицо правовая коллизия, достойная судебного разбирательства в случае отказа Росприроднадзора вернуть деньги.

Также порядком предусмотрена подробная процедура контроля за платой. Она, в частности, предусматривает контроль за исчислением платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации.

Новый виток отката юридической техники - Правительство одновременно утвердило новые Правила, и сразу же - изменения в них же! Изменения связаны с необходимостью учета законодательства об НДТ, разницы в процессах нормирования для объектов разных категорий. Регулирующие эти вопросы положения вступают в силу в 2019-2020 годах. Также утверждение изменений связано с тем, что Правила использовали использовали новый термин, который вступит в силу только с 1 января 2019 года, - «лимиты на выбросы, сбросы». Пока же данные нормативы продолжают называться «временно согласованные выбросы (сбросы)».

А.Г. Дудникова,

заместитель генерального директора

по правовым вопросам,

ООО «ЭКОТИМ»