Font Size

Cpanel

О конкурсном отборе региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами

dudnikova2С июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться со статьей, подготовленной по материалам последнего выпуска ЭКОЗАКОНа

Постановление Правительства РФ от 05.09.2016 N 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами»

Правительство утвердило Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно правилам, в числе прочих заявители должны соответствовать следующим критериям:

● наличие действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено документацией об отборе, с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемыми участником конкурсного отбора. Таким образом, субъект федерации документацией об отборе может установить требование о наличии лицензии у самого регионального оператора, хотя до этого момента предполагалось, что сам региональный оператор может лицензию не иметь, а иметь договорные отношения с исполнителями услуг, обладающими требуемыми лицензиями.

● деятельность участника конкурсного отбора не приостановлена в качестве административного наказания, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Здесь возможно использование административных методов в конкурентной борьбе, т.к. КоАП РФ предусматривает подобное наказание по многим статьям, содержащим общие формулировки, и в практике компании ЭКОТИМ было приостановление деятельности предприятия по основанию превышения ПДК на селитебной территории при отсутствии взаимосвязи между превышением ПДК в жилой зоне и деятельностью предприятия. Хотя в вышестоящей судебной инстанции предприятие удалось отстоять, это заняло определенное время, что в условиях конкурса может оказаться значимым. При подобном «совпадении» рекомендуем сразу обращаться в прокуратуру.

Критериями оценки и сопоставления заявок являются:

а) приведенная стоимость услуги регионального оператора (на первом месте!);

б) качество услуги регионального оператора (на последнем месте!).

Критериями качества услуги регионального оператора являются:

а) критерий надежности - количество допустимых нарушений графика вывоза твердых коммунальных отходов из мест сбора и накопления в год;

б) критерий оперативности - срок рассмотрения обращений потребителей услуги регионального оператора;

в) критерий открытости - наличие сайта регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с возможностью обмена информацией с потребителями услуги посредством электронной почты;

г) критерий исполнительности - срок возмещения убытков потребителям услуги при несоблюдении региональным оператором обязательств, предусмотренных нормативными правовыми актами и соглашением (а не процент исполненных обещаний от общего количества обещанного).

Природоохранный критерий относится к дополнительным, которые можно не вводить:

критерий экологичности - характеристики объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, отражающие глубину переработки отходов, степень негативного воздействия на окружающую среду, реализованные технологические решения, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, принадлежащих участнику конкурсного отбора на законных основаниях.

Далее подтверждается, что перечень критериев оценки и сопоставления заявок, указанный в пункте 20 настоящих Правил, является исчерпывающим и лучшие условия исполнения соглашения соответствуют минимальному значению приведенной стоимости услуги регионального оператора. Сравнивать по критериям качества представляемых услуг можно только если показатели других участников конкурсного отбора превышают минимальное значение приведенной стоимости услуги регионального оператора не более чем на 2 процента. В этом случае лучшие условия исполнения соглашения определяются исходя из наибольшего количества содержащихся в конкурсном предложении наилучших значений критериев качества оказания услуги региональным оператором.

При прочих равных победителем становится участник, направивший заявку раньше.

Во втором этапе оценки и сопоставления заявок принимают участие участники конкурсного отбора, которые владеют объектами по обработке и (или) обезвреживанию твердых коммунальных отходов, мощность которых позволяет обрабатывать и (или) обезвреживать более 50 процентов массы твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора в соответствии со схемой обращения с отходами, либо имеют обязательства по завершению строительства и (или) модернизации таких объектов не позднее чем через 3 года со дня опубликования документации об отборе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве либо инвестиционным договором, заключенным с органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, предусматривающим строительство и (или) модернизацию таких объектов. Вот здесь теперь спрятался тот критерий, который изначально был заявлен как абсолютный, чем вызвал протест со стороны бизнеса. Теперь первым критерием является цена, и данное лицо получает конкурсное преимущество только если его цена не будет превышать 2 процента от цены других участников конкурсного отбора, т.е. если оно пройдет первый этап. Зато далее, на втором этапе, лица, не обладающие перечисленным, конкуренцию уже не составят.

Небольшое послабление для начинающих, позволяющее начать всё-таки с не самого дешевого, а самого качественного регионального оператора: при первом проведении конкурсного отбора в отношении соответствующей зоны деятельности регионального оператора организатор конкурсного отбора вправе использовать процедуру оценки и сопоставления заявок, предусмотренную пунктами 69-75 настоящих Правил, где пунктом 71 предусмотрено, что лучшие условия исполнения соглашения соответствуют наибольшему количеству содержащихся в конкурсном предложении наилучших значений критериев оценки и сопоставления заявок по сравнению с соответствующими значениями, содержащимися в конкурсных предложениях других участников конкурсного отбора, с учетом значимости критериев конкурсного отбора, предусмотренных документацией об отборе.

А.Г. Дудникова,
заместитель генерального директора
по правовым вопросам,
ООО «ЭКОТИМ»