Font Size

Cpanel

Экологический сбор как компенсация за негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека

belovСегодня с производителей и импортеров товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, необходимо взимать дополнительный экологический сбор, который относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Однако при более детальном изучении непосредственного порядка утилизации отходов и уплаты экологического сбора выявляются существенные недостатки, как с точки зрения экологическо-экономических, так и правовых предпосылок, которые, несмотря на изданные законные и подзаконные акты, не удается разрешить по настоящее время.

В авторской статье рассматриваются вопросы порядка расчета, оплаты, ответственности за неуплату экологического сбора и другие моменты администрирования процесса, связанного с поступлением денежных средств от уплаты экологического сбора

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах)1 возлагает обязанность на импортеров и производителей отдельных видов товаров, в том числе упаковки, обязанность по их утилизации после утраты ими потребительских свойств. Альтернативой деятельности по утилизации товаров (упаковки), утративших потребительские свойства, является уплата указанными лицами экологического сбора, который рассматривается как некий прообраз компенсации за негативное влияние на окружающую среду и жизнедеятельность человека. Основная цель указанного федерального закона направлена на повышение социальной ответственности у производителей и импортеров в части обеспечения условий по утилизации товаров (упаковки), подлежащих утрате после утраты потребительских свойств2, а также пополнения федерального бюджета, расходуемого на:

● строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию производственно-технических комплексов, осуществляющих обращение с отходами;

● разработку и внедрение промышленного оборудования российского производства в целях утилизации и обезвреживания отходов;

● софинансирования региональных программ в области обращения с отходами в части строительства объектов, используемых для сбора, транспортирования, обработки, утилизации отходов от использования товаров.

Порядок администрирования процесса, связанным с поступлением денежных средств от уплаты экологического сбора производителями и импортерами товаров (упаковки), подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, в настоящее время выглядит следующим образом:

1. Декларирование товаров (упаковки), произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации3;

2. Предоставление отчетности о достижении нормативов утилизации товаров (упаковки), произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации4;

3. Расчет и уплата соответствующей суммы экологического сбора, в случае если производителей или импортер товара не достиг установленный Правительством норматив утилизации товаров (упаковки)5.

Таким образом, в настоящее время сформирован санкционированный государством порядок, позволяющий улучшить ситуацию с отходами на территории Российской Федерации. Однако, как представляется, что при более детальном изучении непосредственного порядка утилизации отходов и уплаты экологического сбора выявляются существенные недостатки, как с точки зрения экологическо-экономических, так и правовых предпосылок, которые, несмотря на изданные законные и подзаконные акты, не удается разрешить по настоящее время.

Каков порядок декларирования, подачи отчетности и уплаты экологического сбора?

Подача декларации в отношении произведенных/импортированных товаров (упаковки), подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств – до 01 апреля года следующего за отчетным.

Подача отчетности о достижении нормативов утилизации товаров (упаковки), подлежащих утрате после утраты потребительских свойств – осуществляется до 01 апреля года следующего за отчетным.

Расчет и уплата экологического сбора - до 15 апреля года следующего за отчетным.

Отчетным периодом признается календарный год, единственное исключение было в отношении 2015 года, поскольку за указанном году необходимо было предоставить декларацию и отчетность исключительно за IV квартал6.

Куда и как подается декларация и отчетность?

Производителями товаров (упаковки), подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров.

Импортерами товаров (упаковки), подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Форма:

● Электронный документ, подписанный электронной подписью, посредством использования электронного программного обеспечения, размещенного на официальном сайте контролирующего органа7;

или

● Бумажный носитель.

Ответственность за непредставление декларации и отчетности

В настоящее время специальной нормы, предусматривающей ответственность за непредставление декларации относительно произведенных/импортированных товаров (упаковки), а также отчетности о достижении нормативов утилизации, законом не предусмотрено. Между тем, существуют общие нормы, предусматривающие ответственность за неосуществление указанных действий. В частности, лица, не предоставившие декларацию и/или отчетность, могут быть привлечены на основании статьей 8.5. «Сокрытие или искажение экологической информации» или 19.7. «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ8.

Санкция по статье 8.5. КоАП РФ - административный штраф на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Санкция по статье 19.7. КоАП РФ - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Между тем, необходимо обратить внимание, что в соответствии с разъяснениями Росприроднадзора относительно предоставления деклараций и отчетности за IV квартал 2015 г., согласно которым ответственность за несвоевременное представление, а также представление неполной и (или) недостоверной информации в представленной производителями и импортерами товаров (упаковки) отчётности и деклараций действующим законодательством не установлена9. Следовательно, ответственность за непредставление декларации и отчетности за IV квартал 2015 г. исходя из буквального толкования может возникнуть у производителя или импортера, только если он вовсе не предоставит декларацию / отчетность.

Что понимается под экологическим сбором?

Существует несколько точек зрения к восприятию правовой природы экологического сбора: экологический взнос, сбор, налог, вид акциза10 и иные. В изначальной редакции поправок к Закону об отходах ныне называемый экологический сбор именовался как экологический взнос11. В последствии в результате отрицательного заключения оценки регулирующего воздействия12 понятие «экологический взнос» было скорректировано путем переименования указанного термина в «экологический сбор», именно такое название указанного платежа было представлено к третьему чтению в Государственную Думу РФ13. Согласно указанному заключению такого рода изменения были продиктованы тем, что сам по себе экологический взнос предполагает целевое расходование средств, поступивших в федеральный бюджет Российской Федерации в счет уплаты экологического взноса, свидетельствует о том, что свидетельствует о том, что экологический взнос является сбором, являющийся альтернативным вариантом поведения для тех лиц, которые не обеспечивают самостоятельную утилизации отходов. Существует точка зрения о том, что экологический сбор является налогом, поскольку ему свойственны такие признаки, как: обязательность (принудительность в силу закона); индивидуальная безвозмездность; взимание в целях финансового обеспечения деятельности государства14.

Между тем, полагаем, что правовая природа анализируемого вида платежа все же стремиться к понятию сбор, закрепленного в части 2 статьи 8 Налогового кодекса РФ15, поскольку наступление обязанности по уплате экологического сбора является альтернативной мерой реагирования государства по отношению к лицам, которые не достигли нормативов утилизации соответствующих видов товаров (упаковки). Данное обстоятельство подтверждается основополагающим признаком сбора: альтернативная (условная) обязательность – обязанность по уплате сбора возникает только у тех лиц, которые не осуществляют соответствующую деятельность, т.е. не соблюдают нормативы утилизации.

Каков порядок расчета экологического сбора?

Как было указано ранее уплата экологического сбора является альтернативной моделью поведения производителей и импортеров товаров (упаковки), подлежащих утилизации. Таким образом, в зависимости от выбранной плательщиком экологического сбора модели поведения устанавливается формула расчета экологического сбора:

А) в случае если производитель/импортер не осуществляет меры по утилизации товара (упаковки) в целом, формула расчет экологического сбора будет выглядеть следующим образом:

Экологический сбор = ставка экологического сбора Х масса или количество товара (упаковки), подлежащего утилизации, Х норматив утилизации16

Б) в случае если производитель/импортер о осуществляет меры по утилизации товара (упаковки), формула расчет экологического сбора будет выглядеть следующим образом:

Экологический сбор = ставка экологического сбора Х (норматив утилизации – достигнутый результат утилизации)

Оплата экологического сбора

Оплата экологического сбора осуществляется его плательщика (производителями / импортерами) в случае не достижения ими нормативов утилизации. Между тем, в соответствии с разъяснениями, данными Министерством природных ресурсов и экологии РФ обязанность по оплате экологического сбора возникнет только в том отчетном периоде, когда Федеральной службой по надзору в сфере природопользования будет принято соответствующий приказ, утверждающий форму расчета суммы экологического сбора17. В настоящее время Приказ Росприроднадзора, утверждающий форму расчета суммы экологического сбора находится на общественном обсуждении18.

Ответственность за неуплату экологического сбора

В настоящее время специальном правовой нормы, предусматривающий размер ответственности за неуплату экологического сбора нету, между тем, полагаем, что указанная норма будет введена по аналогии со статьей 8.41. КоАП РФ «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду»

Спорные и неоднозначные моменты

Несмотря на целый ряд общественных обсуждений вопросов, касающихся порядка взимания экологического сбора,19 и стойкого убеждения представителей бизнес-сообщества, а также государственной власти относительно того, что инфраструктура для утилизации товаров (упаковки) является недостаточно20 развитой для достижения соответствующих нормативов утилизации, в настоящее время на 2016 год только в отношении двадцати четырех из тридцати шести групп товаров установлены нулевые нормативы утилизации. Следовательно, производители и импортеры товаров (упаковки), попавших в оставшиеся двенадцать групп, должны осуществлять деятельность по утилизации указанных видов товаров (упаковки), либо уплачивать экологический сбор в бюджет Российской Федерации.

Примечательным является то, что для реализации политики об утилизации товаров (упаковки), утративших потребительские свойства, производители и импортеры таковых обязаны выполнять три самостоятельные обязанности: декларировать количество произведенного или ввезенного товара, подавать соответствующую отчетность о достижении нормативов утилизации, а в случае не достижения указанных нормативов уплачивать экологический сбор. В связи с чем возникает вопрос: должен ли производитель или импортер товаров (упаковки), в отношении которых установлены нулевые нормативы, подавать соответствующую декларацию и отчетность, так как обязанность по расчету и уплате экологического сбора сводится на нет, поскольку установлены нулевые нормативы утилизации?

Представляется, что может существовать две позиции при ответе на поставленный вопрос:

1) Учитывая, что обязанности декларировать количество произведенного или ввезенного товара и подавать отчетность о достижении нормативов утилизации являются самостоятельными – указанные обязанности должны выполняться такими лицами независимо от размера экологического сбора, подлежащего уплате.

2) Между тем, согласно разъяснениям Минприроды России21 обязанность по декларированию упраздняется, в случае если на конкретный товар (упаковку) установлен нулевой норматив утилизации.

Полагаем, что обоснованием каждой из приведенной позиции может быть следующее: обязанность по декларированию и предоставлению отчетности должна соблюдаться независимо от возникновения обязанности по уплате экологического сбора, в том случае если государство желает добиться действительной утилизации отходов, поскольку благодаря обработки соответствующих сведений, предоставленных производителями и импортерами, уполномоченные органы смогут вести прогностическую деятельности относительно вопросов развития соответствующей инфраструктуры. Между тем, в случае если государство преследует исключительно пополнение федерального бюджета от уплаты экологического сбора обязанность по декларированию и предоставлению отчетности должна упразднятся до момента установления нормативов утилизации, превышающих нулевые показатели.

Нормативно-правовые акты, находящиеся на стадии разработки

● Проект Приказа Росприроднадзора, утверждающий целый перечень различных форм и заявлений22;

● Проект Приказа Росприроднадзора «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора»23.

Текстовые сноски на индексы в статье

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства РФ. N 26. 29.06.1998. ст. 3009.

2 Распоряжение Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров» // Собрание законодательства РФ.14.12.2015. № 50. ст. 7207.

3 Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки» // Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. № 1 (часть II). ст. 231.

4 Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров» // Собрание законодательства РФ. 21.12.2015. № 51 (часть III). ст. 7332.

5 Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (вместе с «Правилами взимания экологического сбора») // Собрание законодательства РФ. 19.10.2015. № 42. ст. 5786.

Проект Приказа Росприроднадзора «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора» // http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=46362 (дата обращения 01.03.2016г.)

6 Разъяснения по поводу требований законодательства, касающихся регулирования в области обращения с отходами от использования товаров. // Электронный ресурс URL: http://rpn.gov.ru/node/851 (дата обращения 14.05.2016 г.)

7 Электронный ресурс URL: http://rpn.gov.ru/otchetnost (дата обращения 14.05.2016г.)

8 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). ст. 1.

9 Разъяснения по поводу требований законодательства, касающихся регулирования в области обращения с отходами от использования товаров. // Электронный ресурс URL: http://rpn.gov.ru/node/851 (дата обращения 14.05.2016г.)

10 Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс».

Поправки к проекту федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами», принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 07 октября 2011 года // http://regulation.gov.ru/projects#npa=35705 (дата обращения 01.03.2016г.).

12 Заключение «Об оценке регулирующего воздействия на проект поправок к проекту федерального закона № 584399-5 “О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами”, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 07 октября 2011 года» от 11.11.2014 г. № 27844-НП/Д26и // http://regulation.gov.ru/projects#npa=35705 (дата обращения 01.05.2016г.).

13 Текст законопроекта № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=584399-5 (дата обращения 01.05.2016г.)

14 Захарова Ю.С., Зарипов В.М. Правовые изъяны экологического сбора // Налоговед. – 2015. - №4.

Также, см.: Право и экономическая деятельность: современные вызовы: монография / Е.Г. Азарова, А.А. Аюрова, М.К. Белобабченко и др.; отв. ред. А.В. Габов. - М.: ИЗиСП, Статут. - 2015. – С. 373 – 383.

15 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016) // Собрание законодательства РФ. № 31. 03.08.1998. ст. 3824.

16 Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284 «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров» // Собрание законодательства РФ. 18.04.2016. № 16. ст. 2221.

17 Разъяснения Минприроды России «По вопросам обеспечения утилизации отходов от использования товаров и уплаты экологического сбора» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс».

Также, см.: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=142214 (дата обращения 14.05.2016г.).

18 Проект Приказа Росприроднадзора «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора» // URL http://regulation.gov.ru/projects#npa=46362 (дата обращения 14.05.2016г.).

19 См.: например, http://www.aebrus.ru/en/aeb-events/detail.php?ELEMENT_ID=1737693 (дата обращения 01.05.2016г.).

20 Заключение «Об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров (продукции), в том числе потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств» // http://regulation.gov.ru/projects#npa=22192 (дата обращения 01.05.2016г.).

21 Разъяснения Минприроды России «По вопросам обеспечения утилизации отходов от использования товаров и уплаты экологического сбора» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс».

Также, см.: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=142214 (дата обращения 14.05.2016г.).

22 Проект Приказа Росприроднадзора «Об утверждении форм акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора» // Электронный ресурс URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=46392 (дата обращения 14.05.2016г.).

23 Проект Приказа Росприроднадзора «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора» // URL http://regulation.gov.ru/projects#npa=46362 (дата обращения 14.05.2016г.)


В.А. Белов,
преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин,
Московский финансово-юридический университет (МФЮА),
юрисконсульт, ООО «ИКЕА ДОМ»,
г. Москва.