Font Size

Cpanel

От внесенных изменений в ФЗ об отходах изменилось само определение отхода и принципы правового регулирования в сфере обращения с отходами

DudnikovaС июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» – Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы можете узнать на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца».

В этом номере автор предлагает читателям познакомиться с комментарием в очередном выпуске ЭКОЗАКОНа к изменениям в Федеральный закон № 89 «Об отходах производства и потребления», а также в ряд иных законодательных актов.

Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»

Закон внес многочисленные изменения в ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления», а также в ряд иных законодательных актов, в том числе, к отходам отношения не имеющим. В отношении отходов изменено как само определение отхода, так и принципы правового регулирования в сфере обращения с отходами.

В связи с этим полный практический комментарий, подготовленный компанией ЭКОТИМ и содержащий не только перечисление изменений, но также появившиеся в связи с ними риски и рекомендации по их минимизации, занимает 7 страниц (18 тыс. знаков). Полный комментарий опубликован в ЭКОЗАКОНе. Настоящая статья содержит фрагменты данного комментария и затрагивает только изменения ФЗ № 89.

Итак, дано новое определение отхода: «отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом».

На наш взгляд это определение более корректно, т. к. теперь критерием отнесения предмета к отходу является не утрата им потребительских свойств, а желание его выкинуть (удалить). Это, несомненно, более правильно, поскольку на практике утрата потребительских свойств трактовалась как утрата именно первичных потребительских свойств, что не позволяло свободно использовать предмет по иному назначению, например, в качестве вторичного ресурса. Были прецеденты требования лицензии на обезвреживание отхода при возвращении его в собственный технологический процесс, в ходе которого он образован.

Вместо термина «использование» теперь будем пользоваться двумя терминами «обработка» и «утилизация». Когда отход используется, он сначала обрабатывается, потом утилизируется.

Вместо ТБО теперь ТКО (твердые коммунальные отходы).

Ряд других дефиниций также обновлены, добавились новые.

Срок накопления отходов увеличен до 11 месяцев.

Наконец закон действительно направлен на стимулирование сокращения площадей, занятых полигонами. Установлены в порядке приоритетности направления государственной политики в области обращения с отходами:

• максимальное использование исходных сырья и материалов;

• предотвращение образования отходов;

• сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;

• обработка отходов;

• утилизация отходов;

• обезвреживание отходов.

Право собственности на отходы больше не раскрывается в данном законе, не влечет тех обязательств, которые были в первоначальной редакции ст. 4. Так, пункт 3 данной статьи запрещал передачу отходов I-IV классов опасности нелицензированным организациям. Теперь же эта статья просто отсылает к гражданскому законодательству, что также считаем логичным решением.

С 1 июля 2015 года возвращается лицензирование обращения с отходами практически в полном объеме. Лицензия будет требоваться на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности. Причем к утилизации относится использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Соответственно, возврат собственных отходов в собственное производство так же, при желании правоприменителя, может быть оценен как деятельность, подлежащая лицензированию.

Ныне действующие лицензии на размещение и обезвреживание действуют только до 30 июня 2015 года. С учетом опыта введения ГРОРО можно предположить сходную ситуацию, когда контрагент по договору, связанному с обращением с отходами, 1 июля 2015 года будет уже не вправе исполнять обязательства по договору, а иных исполнителей также может не оказаться. Не исключаем, что сложится ситуация, при которой в данном субъекте федерации или во всей России организации не успеют к 1 июля 2015 года получить лицензию, или госорган не успеет наладить их выдачу, а имеющиеся лицензии 30 июня прекратят свое действие. Рекомендуем договоры в сфере обращения с отходами заключать сроком действия до 30 июня 2015 года и интересоваться у своих контрагентов процессом получения ими лицензии.

С 1 июля 2015 года на одном объекте размещения или обезвреживания отходов может быть только одно лицензированное лицо. Опять же, если где-то сейчас работают две организации, рекомендуем заранее поинтересоваться, какая из них останется с полигоном после 1 июля 2015 года.

Однако поскольку в принципе передача отходов нелицензированной организации стала возможна, компания ЭКОТИМ видит ряд способов выхода из изложенных выше, а также из иных трудностей, связанных с изменениями в сфере лицензирования, и готова разработать оптимальную схему обращения с отходами (по запросам).

С 1 января 2017 года запрещается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Перечень этих видов отходов устанавливается Правительством РФ. Здесь также есть простор для неадекватных решений, в связи с чем рекомендуем интересоваться проектом соответствующего Постановления Правительства РФ.

Законом предусмотрено экономическое стимулирование производства упаковки и готовых товаров (продукции), после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, которые представлены биоразлагаемыми материалами. Эта норма также не заработает без соответствующего постановления Правительства.

Ответственность производителя, недавно реализованная в отношении колесных транспортных средств, теперь распространена на иные товары. Какие именно — должно установить Правительство РФ. Полученный экологический сбор будет расходоваться в том числе на представление субсидий регионам. Условие предоставления субсидии - наличие утвержденных региональной программы в области обращения с отходами и территориальной схемы обращения с отходами. В настоящее время есть смысл педалировать создание данных документов в своем субъекте федерации.

Закон дополнен отдельной главой «V1. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами». Одна из причин неэффективности обращения с отходами в нашей стране, полагаем, в том, что ответственность за сбор, утилизацию и размещение отходов была возложена на органы местного самоуправления. Глав администраций пытались штрафовать и даже дисквалифицировать за несанкционированные свалки. Но стоимость организации полигонов и рекультивации несанкционированных свалок значительно превышала возможности большинства муниципалитетов, в результате чего карательными мерами решить проблему не удалось. В результате решение проблемы перемещено на уровень выше - субъект федерации признан более обеспеченным субъектом правоотношений в сфере обращения с отходами. Ему переданы полномочия, которыми ранее обладали органы местного самоуправления. Муниципалитеты теперь «участвуют», а не «организуют».

Для того, чтобы рассматриваемый закон № 458-ФЗ заработал в полном объеме, необходимо принять большое число подзаконных актов. По неофициальной информации акты будут приняты в ближайшее время. Компания ЭКОТИМ в составе рабочей группы Ассоциации европейского бизнеса в России будет отслеживать разработку и принятие данных актов и публиковать комментарии к ним в выпусках ЭКОЗАКОНа.

А.Г. Дудникова
заместитель генерального директора 
по правовым вопросам, 
ООО «ЭКОТИМ»