Font Size

Cpanel

Об утверждении инструктивно-методических указаний по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

DudnikovaС июня 2006-го года компания ЭКОТИМ для себя и своих клиентов ежемесячно выпускает «ЭКОЗАКОН» - Аналитический комментарий к основным изменениям в экологическом и смежном законодательствах, опубликованных в предыдущем месяце. Об ЭКОЗАКОНе вы узнаете на специально посвященном ему сайте www.ecozakon.ru, где сможете подписаться на бесплатную рассылку «Документ месяца», а в этой рубрике компания ЭКОТИМ предлагает вам познакомиться с ЭКОЗАКОНом, публикуя выдержки из него в размере комментария к одному-двум нормативно-правовым актам, не всегда совпадающим с бесплатной рассылкой.

Приказ Минприроды России от 05.08.2013 № 274 «Об утверждении инструктивно-методических указаний по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа». Зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2013 N 30622.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. № 1148 «Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа» (далее – Постановление) утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа (далее – Указания).

Указания представляют собой обширный и подробный труд, свидетельствующий о том, что расчет платы в соответствии с данными Указаниями не будет легким и быстрым. Скорее всего, многие компании предпочтут отдать эту деятельность специализированным организациям. Однако в любом случае пользователям недр – плательщикам платы рекомендуем внимательно изучить Указания, поскольку от правильности учета нюансов при расчете платы будет существенно зависеть ее размер. К тому же Указаниями установлен Порядок учета затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа (далее – Порядок).

Традиционно подобная добрая воля законодателя, например, полагающего вернуть хозяйствующему субъекту часть внесенных платежей при условии исполнения природоохранного мероприятия, содержит отсылочную норму о том, что возврат или зачет платежей осуществляется в порядке, установленном соответствующим ведомством. Традиционно ведомство старается минимизировать данную доброту законодателя по максимуму. Не исключение и рассматриваемый случай. Постановление, точнее, утвержденное им «Положение об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа» (далее – Положение) содержит единственную отсылочную норму, позволившую Минприроды России самостоятельно установить требования, которые пользователь недр должен исполнить, если он хочет зачесть свои затраты. В целом же Указания вобрали в себя нормы Положения. В Порядке же, как могли, позаботились о сужении возможностей пользователей недр.

Так Положение содержит открытый перечень затрат. Формулировка выглядит таким образом: «К затратам на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа относятся документально подтвержденные затраты на сокращение показателя сжигания, в том числе…включая…». Указания же содержат Приложение 1 «Затраты на реализацию и приобретение объектов, сооружений и оборудования, учитываемые при расчете показателя покрытия затрат», в котором представленное в Положении после слов «включая», перечислено дословно в виде закрытого списка. Причем указано, что данный список установлен Постановлением. Полагаем, что в случае затрат, прямо не указанных в Приложении 1 к Указаниям, но сокращающим показатель сжигания, можно ссылаться на Постановление и утвержденное им Положение, как на акт, обладающий большей юридической силой. Во всех случаях расхождения указаний с Постановлением применяться должны нормы Постановления (Положения).

Итак, основное отличие Указаний от Положения в исполнении п. 9 Положения, уполномочивающего Минприроды России установить порядок и условия представления сведений о фактических затратах на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа. Далее остановимся на комментариях к этому разделу, тем более, что комментировать формулы и порядок расчета в рамках настоящей аннотации не представляется целесообразным.

Для того, чтобы затраты были учтены, на предстоящий финансовый год и плановый (двухлетний) период пользователь недр - плательщик формирует прогноз затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа и осуществляемых в рамках инвестиционных газовых программ пользователей недр, представленных в Министерство энергетики Российской Федерации, и (или) технических проектов разработки месторождений, согласованных в установленном порядке и направляет ее главному администратору (администратору) платы за выбросы. ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» главным администратором платы за выбросы определен Росприроднадзор, бывший главным администратором и в 2013 году. Соответственно, информацию о прогнозе затрат следует направлять в территориальное управление Росприроднадзора.

Это следует сделать до 25 мая текущего года в письменном и электронном виде.

Информация в обязательном порядке должна включать:

● уведомление (заявку) о прогнозе затрат на имя руководителя органа, осуществляющего функции главного администратора (администратора) платы за выбросы;

● результаты расчета платы за выбросы на предстоящий год и на плановый (двухлетний) период;

● отчет об освоении затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа с информацией о достигнутых (проектируемых) природоохранном и ресурсосберегающем эффектах (в физических показателях) по завершенным объектам и сооружениям в год, предшествующий году подачи уведомления (заявки) о прогнозе затрат;

● перечень объектов, сооружений и оборудования в соответствии с проектами, а также сведения об ожидаемом природоохранном и ресурсосберегающем эффектах (в физических показателях);

● прогноз освоения затрат по объектам, сооружениям и оборудованию, реализуемым в составе проектов, на предстоящий год и на плановый (двухлетний) период.

Примеры перечисленных документов приведены в соответствующих приложениях к Указаниям.

Перечень, суммы затрат и отчет об освоении средств указываются пользователем недр - плательщиком в составе форм Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2007, регистрационный № 972).

Отчет должен содержать реестр (перечень) объектов и документов, подтверждающих обоснованность и достоверность осуществления затрат (за исключением расходов на капитальный ремонт) на реализацию проектов. Надлежащим образом заверенные копии указанных в реестре (перечне) подтверждающих документов представляются главному администратору (администратору) доходов бюджетов по завершении отчетного периода (календарного года) в составе форм Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за IV платежный период.

При осуществлении контроля за правильностью исчисления платы за выбросы, по требованию главного администратора (администратора) доходов бюджетов пользователь недр - плательщик должен представить надлежащим образом заверенные копии указанных в реестре (перечне) документов, в том числе:

● договоров с поставщиками, подрядчиками, исполнителями на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг;

● платежных поручений текущего платежного периода с указанием реквизитов договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и других расчетных документов в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 19.06.2012 № 383-П (зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012, регистрационный № 24667);

● актов о приеме-передаче объектов основных средств по формам первичной учетной документации № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-15, № ОС-16 (при вводе объектов основных средств в эксплуатацию), актов о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме статистической отчетности № ОС-3 (в случае ремонта, реконструкции, модернизации) в соответствии с постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» (в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 27.02.2003 № 07/1891-ЮД) или по формам первичной учетной документации, утвержденным хозяйствующим субъектом самостоятельно в соответствии с действующим законодательством;

● актов о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ и затрат (при приемке выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного назначения, работ по капитальному ремонту зданий и сооружений) по формам первичной учетной документации, утвержденным хозяйствующим субъектом самостоятельно в соответствии с действующим законодательством;

● счетов-фактур.

Согласно Указаниям, «Прочие расходы», включенные в стоимость выполненных работ и затрат, не принимаются к зачету средств при исчислении платы за выбросы.

А.Г. Дудникова,

зам. ген. директора по правовым вопросам,

ООО «ЭКОТИМ»